|
|
История храма Святителя Николая в Котельниках
Многолетняя история храма насчитывает несколько периодов: на месте храма в 17 веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (первое упоминание в 1547 г.), позднее переименованная в Николаевскую церковь становится усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей, а после пожара 1812 г. родовую церковь с богадельней восстанавливает на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, первый московский барин - князь Сергей Михайлович Голицын (подробнее об этом см. книгу "Храм свт. Николая в Котельниках" в разделе "Публикации").
Строгановский период. В конце XVII века в связи с упразднением ремесленных слобод и расформированием стрелецких, Таганный холм стал привлекать к себе внимание состоятельных купцов - он находился в непосредственной близости от города. Именно в это время "для остановок по торговым и казенным делам" приобретают здесь собственность знаменитые освоители Пермского края и Сибири, богатейшие солепромышленники России - Строгановы.
Большинством историков принято считать, что род Строгановых берет свое начало из Новгорода Великого. Хотя наиболее авторитетный исследователь их родословной - Введенский А. А. считает, что они происходят из поморских крестьян. Эту знаменитую династию историки сравнивают как с богатейшими немецкими банкирами конца XV - XVI веков Фуггерами, так и с испанскими кондотьерами Пиззаро и Кортесом, покорявшими американские земли. Однако масштаб деятельности Строгановых был несоизмеримо больше. Помимо освоения новых территорий и развития собственных промыслов, они постоянно оказывали поддержку государству: обеспечивали царский дом разного рода товарами, преподносили двору богатые подарки и безвозмездно предоставляли денежные средства, что в свою очередь возвращалось им сторицей в бесчисленных привилегиях. Их владения с полным правом можно было считать царством. В этом "царстве" на ста тысячах квадратных километров, что больше территории некоторых европейских стран, у Строгановых имелось свое войско - столь редкое явление даже для бояр, своя промышленность - выделка железа и выварка соли и даже своя внешняя торговля - торговля соболиными шкурками, добываемыми коренными народностями Приуралья и Зауралья. Строгановым особо близки были широко почитаемые в поморском крае преподобные Зосима и Савватий - Соловецкие чудотворцы. Существует предположение, что они лично знали преподобного Зосиму, ходившего в Великий Новгород к митрополиту и другим знатным людям с просьбой отдать во владение основанному им монастырю Соловецкие острова. Так, в 1688 г. Строгановы полностью обновляют Троицкий храм в Котельниках и устраивают в нем новый придел свв. прп. Зосимы и Савватия Соловецких.
На своих землях Строгановы построили судостроительные площадки и открыли кожевенные предприятия - мануфактуры для собственных нужд, организовали жемчужный промысел. Дружины, находящиеся в распоряжении Строгановых не только были способны защитить их от набегов враждебных племен, и позволяли совершать вылазки на сопредельные территории. Они снарядили волжского казака Ермака для похода на Сибирское царство. Набеги из этого царства постоянно беспокоили жителей русского севера. В награду за взятие столицы Сибирского царства, царь Иван Грозный предоставил Строгановым право беспошлинной торговли во вновь завоеванных землях.
В Смутное время Строгановы не принимали никакого участия в государственных переворотах, а в 1609 году выступили на стороне царя Василия Ивановича Шуйского, которому помогали как деньгами, так и дружиной. За это в 1610 году царь отблагодарил их землями, различными льготами и повелел в грамотах писать Андрея, Петра, Никиту, и Максима Строгановых с "вичем", то есть по имени и отчеству. Это означало, что Строгановы стали "именитыми людьми", наряду с боярами и окольничими, и могли пользоваться многими привилегиями, например, судить их мог только царь лично. В Соборном Уложении 1649 года была даже отдельная статья, в которой закреплялись права Строгановых и подчеркивалась особенность их положения в государстве. К началу 18 века представителем знаменитой династии в Москве становится правнук Аники, Григорий Дмитриевич Строганов, всесильный современник Петра Великого.
Григорий Дмитриевич Строганов родился в 1656 году, он был единственным сыном Дмитрия Андреевича, и последним "именитым человеком". Григорий Дмитриевич получил прекрасное для того времени образование и с раннего детства помогал отцу в хозяйственных делах. С шестнадцати лет он уже участвовал в официальных правительственных посольских приемах в Кремлевском дворце, присутствовал на царских и патриарших застольях. Это про него народ сложил поговорку: "Богаче Строганова не будешь!" После смерти отца Григорий Дмитриевич переселяется в Нижний Новгород, который давно уже является перевалочным пунктом соли из Пермских вотчин в Москву.
Нижегородский период жизни Григория Дмитриевича продлился до 1703 г., начиная с этого времени он достаточно подолгу живет в Москве, наведываясь в свою вотчину ли по делам. А с 1705 г., когда Петр I вводит государственную монополию на соль, Григорий Дмитриевич окончательно переезжает в Москву, так как после этой реформы Нижний Новгород теряет свое прежнее промышленное значение. В связи с тем, что соль перестает приносить прежние доходы, то он переключается на добычу полезных ископаемых, в том числе железной и медной руды, строит медеплавильные и железоплавильные заводы.
Дом Григория Дмитриевича на Швивой горке (Таганном холме) стоял, как и положено дому именитого человека, на самой бровке холма, являясь достопримечательностью того времени, и славился на всю округу гостеприимством и хлебосольством и был открыт "не токмо друзьям его, но и всякого чина людям". Со всеми, по словам современников, Григорий Строганов был "добр и ласков, а бедным был старатель". Во время Северной войны Григорий Дмитриевич активно поддерживал начинания Петра I, построив несколько кораблей. За заслуги перед отечеством, и в знак личного расположения, "именитого человека" Григория Дмитриевича Строганова, Петр I пожаловал медальоном с собственным изображением для ношения на груди. Царские привилегии распространялись и на семейство Григория Дмитриевича - так например, его жена Мария Яковлевна получила право носить русское платье, что было практически невозможно при петровском дворе, и при запрете на домовые церкви ее сыновьям разрешалось (именным указом Петра I) устроить таковою при доме Строгановых в Москве. Жена Григория Дмитриевича отличалась благочестием и, как все Строгановы, любовью к широкой благотворительности и строительству храмов и монастырей.
В день, когда Православная церковь отмечает двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (ст.ст) 1715 года Григорий Дмитриевич упокоился на древнем церковном погосте при храме свт. Николая в Котельниках.
С его смертью закончилась эпоха "именитых людей", славное время купцов и промышленников, и началась новая - баронов и графов, столичных жителей, аристократов, покровителей искусств.
Марья Яковлевна (урожденная Новосильцева) скончалась через 19 лет после смерти мужа 9.11.1734 г. (ст.ст.) и была похоронена близ него. Традиции благотворительности Марьи Яковлевны наследовала ее невестка - жена барона Александра Григорьевича Строганова (1698-1754) Марья Артемьевна (1722-1787), урожденная Загряжская (в первом браке - Ислентьева), которая в 1759 г. обновила женскую богадельню при храме свт. Николая.
До конца своих дней Александр Григорьевич и Марья Артемьевна жили в своем доме на горке. При них храм достиг своего расцвета. На их средства при храме была собрана богатая ризница. В 1743 г. в храм был пожертвован мощевик в виде креста от служителя Строгановых Петра Ивановича Хлебоедова.
Александр Григорьевич, и его первая супруга - баронесса Елена Васильевна Строганова (скончалась в 1737 г.), урожденная Мамонова, и жены его братьев - Софья Кирилловна, урожденная Нарышкина, и Прасковья Ивановна, урожденная Бутурлина, упокоились в склепе при храме свт. Николая, о чем вплоть до его разрушения свидетельствовали чугунные плиты над местами их захоронений. Церковь свт. Николая в Котельниках в Москве стала родовой усыпальницей Строгановых. К сожалению, со смертью Александра Григорьевича и его супруги род Строгановых-москвичей прекратил свое существование: сыновей у супругов не было, дочери вышли замуж, сыновья его братьев переселились в столичный Петербург.
Голицынский период. Однако вскоре по воле Божией все переменилось. 22 апреля 1816 года скончалась княгиня Анна Александровна Голицына, урожденная баронесса Строганова, дочь Александра Григорьевича, оставив от своего брака с генерал-поручиком Михаилом Михайловичем Голицыным (1731-1804) сына Сергея Михайловича (1774-1859). В память о матери и ее родителях, а о своих дедах и прадедах, Сергей Михайлович, как единственный наследник Строгановых в Москве, решил восстановить храм над своей фамильной усыпальницей и возродить богадельню. В 1818 г. он подал прошение на имя Преосвященного Августина, митрополита Московского, с просьбой о восстановлении церкви. В делах Московской духовной консистории, сохранившихся в архивах г. Москвы, находим следующую запись:
"1818 года Декабря 21 дня. Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергий, Князь Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то она желает во всем ея поправить и привесть в благолепие суммою своею…" Вновь сооруженный храм с теплым приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев был устроен со всем благолепием и " по приличию других храмов святых. И все потребные ко освящению оного и священнослужению вещи" были приобретены… Новая, каменная, в стиле ампир, с одноярусною над папертью колокольнею церковь по проекту известного архитектора Осипа Бове была "покрыта железом, выкрашенным зеленою краскою…" Освятил воссозданный "строгановский храм" митрополит Филарет (Дроздов). Произошло это знаменательное событие в 1824 г.
Князь Сергей Михайлович обеспечил содержание причта, сам стал ходатайствовать о назначении настоятеля храма. Им стал священник Иоанн Алексеевич Благовещенский, окончивший в 1820 г. Московскую духовную семинарию. На имя возобновленной церкви он положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом. Стоит отметить, что священно- и церковнослужители имели собственные дома, но на церковной земле. У просвирни своего дома не имелось. По распоряжению князя Голицына ей давалась квартира в церковной богадельне. В каменной одноэтажной с мезонином богадельне, построенной в 1833 г., поначалу содержалось 10 человек "женска пола" . Имелись и свободные комнаты, отдаваемые внаем в пользу богадельни. Позднее, в ведомости о богадельнях от 1 января 1876 г. говорилось, что богадельня "при церкви Николаевской в Котельниках" находится в исправном состоянии, а содержание призреваемые сверх пожертвованных на вечное время князем Голицыным капиталов "получают от доброхотных дателей" - господ Пашкова и Иванова.
В 1873 г. вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой. А в 1897 г. храм торжественно отметил двойной юбилей. В этот год исполнилось 350 лет со дня прославления прп. Зосимы и Савватия на Московском соборе 1547 г., а также 200 лет со дня устроения придела их имени. На этой торжественной ноте закончился "Голицынский" период в жизни храма свт. Николая в Котельниках.
Храмовые святыни. К началу XX века в храме свт. Николая в Котельниках сохранялись иконы XVII в. Так, в иконостасе придела прп. Зосимы и Савватия находилась икона Казанской Божией Матери с надписью на серебряном окладе снизу: "Истинное изображение и список с чудотворного образа, что слывет Смирных во граде Калуге, а писал изограф Афанасе". В этом же приделе помещалась Икона Владимирской Божией Матери "с чудесами в ризе, низанной жемчугом в окладе серебряном золоченом, поставлена в киоте за стеклом", а в иконостасе придела прмц. Евдокии имела место икона Феодоровской Божией Матери с изображением на ее полях великомучеников Феодора и Андрея Стратилатов. Храмовыми святынями считались "четыре напрестольных креста серебряных, вызолоченных, с частицами мощей". Один - чеканной работы, на верхней стороне - изображение распятия, по сторонам - четырех предстоящих, внизу - свт. Николая. Под изображением святителя надпись: "1743 год". Еще ниже читаем: "Сей Живоначальный Крест приложен к церкви свт. Николая Чудотворца, что в Котельниках. Дому Высокопревосходительных баронов Строгановых служитель Петр Иванович Хлебоедов".
Из прежнего благолепия храма после его разорения осталась только одна святыня: икона Феодоровской Божией матери. Ее сохранила дочка последнего настоятеля о. Николая Черткова, ныне покойная Ирина Николаевна Черткова.
Священник Николай Феоктистович Чертков прослужил в храме свт. Николая в Котельниках почти 30 лет. На время его служения пришлись самые трагические страницы храмовой истории. В 1922 г. по решению "Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья" храм свт. Николая в Котельниках наряду с другими церквями таганного холма и Рогожской слободы (такими как, например, храм вмч. Никиты за Яузой, Успения в Гончарах, Спаса в Чигасах, Василия Исповедника и прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, свт. Николая на Ямах и некоторых других) подвергся настоящим варварским набегам...
Наши дни. До 1990 г. здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО "Центрогеология" Мингео СССР. Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц. По воспоминаниям очевидцев "здание по периметру снаружи было так засыпано землей, что его приходилось откапывать, а из окна центрального портала можно было запросто выйти на улицу". При раскопках находили человеческие останки, предположительно и останки захоронений из усыпальницы Строгановых. Сама усыпальница находилась на месте сегодняшней трапезной, именно там при реставрации храма были откопаны старинные надгробия.
В 1992 г. храм свт. Николая в Котельниках был возвращен Русской Православной Церкви. В этом же году состоялся первый молебен, а 19 декабря 1992 г. на "зимнего Николу" в церкви свт. Николая в Котельниках отслужили первую литургию. В 1999 г. храм свт. Николая в Котельниках стал подворьем Чешских земель и Словакии в Москве. В ноябре 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший митрополит Дорофей совершили великое освящение храма. Это был последний визит в Россию Блаженнейшего митрополита Дорофея, который в конце декабря 1999 г. отошел ко Господу.
В 2000 г. был назначен первый настоятель Чешского подворья в Москве. Им стал протопресвитер Михаил Дандар. С открытием подворья и назначением нового настоятеля в контексте до того произведенных работ продолжилось восстановление храма свт. Николая в Котельниках. В соответствии с чертежами и планами, найденными первым настоятелем о. Михаилом Жуковым, в начале XXI воссоздавался тот облик храма, который этот дом Божий имел в момент освящения его митрополитом Филаретом (Дроздовым) в 1824 г.
В храме свт. Николая в Котельниках находятся частицы мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских. Эта святыня была передана в дар РПЦ православной церковью Чешских земель и Словакии и привезена из Праги в Москву в 1999 году по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святые мощи были оставлены в храме свт. Николая для молитвенного поклонения верующих. Со временем празднование памяти св. Людмилы (29 сентября) превратилось в значительное духовное событие для всей православной Москвы. Святая мученица Людмила была ученицей святого равноапостольного Мефодия, являлась просветительницею славянских народов.
30 сентября 2010 г. Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и митрополит Волоколамский Илларион в память о святой мученице Людмиле совершили Божественную Литургию в храме свт. Николая в Котельниках. В этот особенный день на радость всех прихожан и гостей был воздвигнут Поклонный крест и установлена мемориальная плита с начертанными на ней именами упокоенных под сводами храма баронов и "именитых людей" Строгановых.
Заботой и вниманием настоятеля - протоиерея Алексея Ющенко к истории храма на котельническую землю возвращаются не только забытые имена. Продолжая строгановскую традицию в храме свт. Николая проводятся концерты духовной музыки: рождественские, великопостные, пасхальные песнопения в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин" и ансамбля "Узорика" и открыта галерея духовного искусства (см. раздел "Культурный центр" на нашем сайте).
Настоятель Храма - Протоирей о.Алексий Ющенко.
|
|