Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве

Наш адрес:
109240, Российская Федерация, г.Москва,
1-й Котельнический пер., д.8 (схема проезда)




Главная страница
Новости
Послания


История Храма
Св. мц. Людмила
Св. мч. Вячеслав


Проповеди
Расписание богослужений


Воскресная школа
Культурный центр
Фотогалерея
Публикации


Контакты
Пожертвования
Паломничество


Православные ресурсы


Православная Церковь Чешских земель и Словакии




Яндекс цитирования



Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Начало Евангелизации

Христианство на территории современных Чехии и Словакии зародилось в первой половине IХ в. Массовое же крещение началось в 863 г., когда по приглашению моравского князя Ростислава сюда прибыли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Их миссионерская деятельность проходила в весьма неблагоприятный период. Великая Моравия, считавшаяся уже христианской, но церковно не организованной, была охвачена светскими спорами с боварско-немецкими епископами.
В то же время Моравия боролась за свою независимость от Людовика Немецкого. Кирилл и Мефодий несли свою миссию в Моравии более трех лет. Они не применяли силовые способы евангелизации, как это делали латинские проповедвики, а использовали свой Божий дар убеждения. Учители славян, помимо Евангелия, принесли на эту территорию славянскую письменность. На славянский язык святыми братьями были переведены Священное Писание и часть богослужебных книг. Церковь Христова, основанная святыми братьями, укрепляла национальное самосознание народа, несла образование и культуру. Отсюда православная вера распространялась среди других славянским племен и народов.

В середине 869 г. по просьбе славянских князей святой Мефодий вернулся в Моравию, чтобы продолжить начатое дело. Здесь в 885 г. он и скончался. Преемником его стал епископ Горазд (Павлик). В 885 г. папские легаты изгнали из Моравии учеников Кирилла и Мефодия, но те во главе с епископом Гораздом, продолжили начатую миссию среди южных и восточных славян.
Образ православных миссионеров навсегда остался в памяти христиан Великой Моравии и Чехии. Они сохранили верность православию даже после того, как в результате политических перемен оказывались под усиленным давлением Римской Католической Церкви, и даже после церковного раскола 1054 г., принесшего много горя жителям этой территории. Так, при святом Прокопии Сазавском в духовном центре при монастыре, который управлялся западным бенедектинским орденом, старославянские и латинские труды переводились на чешский язык.
Здесь не боялись принимать все то, что принесли первые совместные века христианства, не боялись открывать и брать все полезное и чистое из святоотеческого наследия. Там, где латинские богословы не могли дать ответы на многие вопросы, приходила на помощь снятоотеческая литература, часто византийского происхождения. Это говорит о связи приверженцев святого Прокопия с Афоном и Киево-Печерской лаврой.

Борьба за чистоту веры. Гуситы и церковная реформация

Документы свидетельствуют о том, что на территории Чешских земель остались представители православного вероисповедания. Возможно, именно этот факт спустя три века подтолкнул короля Карла IV к основанию Эмаусского монастыря славянского обряда на Словянах. С этим монастырем связаны многие исторические события местной Церкви.
При Карле IV начался период очищения Церкви от нежелательного латинского влияния. Среди приверженцев очищения Церкви были Конрад Валдгаузер, Иоанн Милич, Томаш из Штитного. Однако их усилия, направленные на возвращение к первоистокам христианства, не принесли большого успеха. Они обращали внимание на необходимость исправления перекосов в Латинской Церкви. Ярким проявлением новых тенденций стало движение Яна Гуса (1371-1415), боровшегося против засилья Католической церкви, за отмену индульгенций, проповедь и богослужение на понятном языке, введение в церковную практику переводов литургических текстов и богослужебных книг, ограничение светского влияния на церковное управление и т.д.
Следует заметить, что гуситы, черпавшие идеи церковного обновления из западной Реформации, не осуждались их учителем Джоном Виклифом, предшественником Реформации. Попытки чешской церковной реформы не происходили непосредственно из православия, но реформаторы ясно понимали исторические истоки предлагаемых перемен, происходивших из Восточной Церкви. Иероним Пражский, приверженец Яна Гуса (заживо сожженного в Констанце в 1415 г.), во время своих поездок на Восток в 1413 г. защищал единство с восточным христианством, и это закончилось для него трагически.
Позицию христианского Востока при проведении реформ в Церкви поддерживали и другие реформаторы: гуситский предводитель Якуб из Стребра, доктор Кристиан и др. Символом реформаторского движения стала святая Чаша.
Историческая связь чешских реформаторов с исконными духовными истоками проявилась и в судьбе Эмаусского монастыря, не выполнившего возложенную на него задачу привести 'восточных схизматиков' в лоно римской монархии. Попытки пражских гуситов получили отпор, и именно отсюда поступило предложение, чтобы "чашники" обратились в Константинополь с просьбой о рукоположении священников, а затем и об объединении с константинопольской патриархией.
В Константинополе духовенство и православное население не испытывало большой симпатии к западному христианству. Несмотря на это, Константинопольская патриархия с братской любовью и добросердечностью отнеслась к Гуситскому движению и к "новой реформированной христианской Церкви'.
В 1451 г. Константинопольский патриарх предложил чехам присоединиться к православию, но переговоры были прерваны по причине завоевания Константинополя турками. В это тяжелое время Константинопольская Церковь была вынуждена бороться за свое существование.
В то время, когда гуситы просили помощи и поддержки у Константинополя, в Эмаусском монастыре жил брат Грегор, принимавший участие в организации при епископе Яне Рокицане "Братства закона Христова", которое стало основой "Братского Единства". даже влияние западного протестантизма не поколебало единства чехов с восточным православным вероисповеданием. Об этом свидетельствует не только работы епископа общины "Чешские братья" Яна Коменского, но и усилия моравского епископа Зинзендорфа.
После обновления изгнанного "Братского Единства" представители Зинзендорфа обратились с подтверждением о единстве веры к Константинополю. Современный историк Ян Небауер в своих статьях указывал, что Константинопольский патриарх Неофит признал "Братское Единство' православным и предложил прислать православного епископа. Отзывы на это заявление Вселенского патриарха можно найти в дневнике "Братского Единства", содержащем несколько православных литургических гимнов.
После "толерантного патента" 1780 г. Православная Церковь в Австрии носила название "Греческая необъединенная". Она старалась установить контакты с Русской, Греческой и Сербской Православными Церквами. В лоно Православной Церкви вошли известные личности - Ригер, Грегор, Сладковский и доктор Браунер.
Это движение не было массовым. В это время многие Восточные Церкви переживали не самые благоприятные периоды своей истории. Например, Русская Православная Церковь была деформирована синодальной системой церковного управления и поэтому не могла служить примером и поддержкой для реформаторской Гуситской Церкви.
Чешские мыслители Карел Гавличек-Боровский и другие обратились к идеям славянофильства.

Установление унии в ХIХ веке

С 70-х гг. ХIХ века в Праге сформировался чешский православный приход, который возглавил архиепископ Савватий (Врабец). Это церковное сообщество получило название "Греко-Восточная Православно-Католическая Церковь в Чехии и Мораве", оно находилось в юрисдикции Вселенского патриарха.
Восточная Словакия имела смешанное население - вместе со словаками здесь проживала большая группа закарпатских украинцев. Со времен Киевской Руси на этой территории были православные приходы, они существовали до XVII в. и входили в состав Мукачевской епархии. Под давлением венгерской государственной власти часть духовенства Мукачевской епархии вступила в унию (церковный союз с Римом), что привело к латинизации православного богослужения.
Лишь малое число христиан осталось верными православию. После Второй мировой войны Чешские земли и Словакия объединились в рамках Чехословакии, что принесло долгожданные перемены и в жизнь православных христиан Чехии и Словакии.

Православие в Чехословацкой республике

В Чешских землях после возникновения независимого государства в результате реформаторского движения в Католической Церкви образовалась Церковь Чехословацкая. Главной задачей этой Церкви стала модернизация богослужения. Первоначальная формулировка вероучения Церкви не была ясной и определенной. Вопреки первоначальным симпатиям реформаторского движения к православию епископскую хиротонию в Белграде принял только священник Горазд (в миру Матвей Павлик).
Большая группа христиан под руководством доктора Карла Фарского образовала Чехословацкую Гуситскую Церковь, объединившую католиков и православных. Приходы епископа Горазда были вынуждены присоединиться к Чешской религиозной православной общине. Несмотря на то, что епископ Савватий исходил из местных традиций, его методы миссионерской работы были неприемлемы. Епископ Горазд искал подходящие формы церковной жизни для православных христиан, живущих на этой территории.
Различия в концепциях обоих руководителей (епископов Горазда и Санватия) усложнялись спором о юрисдикции.
С утверждением чешского православия в ХIХ в. обе православные группы относились к Австрийской православной Церкви с центром в Сербии. Вселенский патриарх признавал автокефалию Австрийской Православной Церкви. Сербскую юрисдикцию признала и местная Церковь.
Епископ Горазд, избранный главой местной Церкви, ввел восточнославянский богослужебный обряд. Он перевел на чешский язык некоторые богослужебные книги, что было новшеством для славянских Православных Церквей, упростил внешние формы богослужения, ввел местные нелитургические богослужебные песнопения и некоторые праздники.
Владыка Горазд обращал особое внимание на местные традиции. Верным соратником в его нелегком служении был представитель Сербской Церкви высокообразованный и открытый епископ Досифей.
Молодая Церковь искала простое и понятное проявление церковной культуры.

Период Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны местная Православная Церковь встала на сторону движения Сопротивления. В 1942 г. епископ Горазд предоставил укрытие группе партизан, которые совершили покушение на германского протектора, палача чешского народа Р. Гайдриха в кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия в Праге. Однако из-за предательства партизаны были расстреляны, епископ Горазд и его сотрудники казнены нацистами, а священники отправлены в Германию на принудительные работы.
Православная Церковь была объявлена вне закона. Но это не остановило сторонников православия. Последовав примеру христиан первых веков, они создали катакомбную Церковь. В частных квартирах святую литургию служил архимандрит Андрей (Коломацкий), соратник епископа Горазда. Он пришел на помощь православным братьям из Прикарпатской Руси в строительстве храмов в Северной Мораве. Долгие годы архимандрит Андрей служил в Румбурке и Чешской Липе, где затем и был похоронен.

Православие в послевоенные годы

Церковная организация окончательно сформировалась после освобождения страны. Раздробленные православные группы во время войны объединились. Сербская Православная Церковь понесла большие потери и не могла оказывать значительную поддержку, поэтому представители местной Православной Церкви обратились к Московской патриархии с просьбой о принятии их в церковный союз. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I дал свое согласие. Так в 1946 г. на всей территории Чехословакии установилась единая юрисдикция Русской Православной Церкви.
Греко-католики Восточной Словакии не смогли реализовать объединение с Матерью Церковью, т.к. уния была поставлена вне закона. О присоединении униатов к Православной Церкви решил Прешовский Собор 1950 г. Следует заметить, что в 1968 г. бывшие греко-католики (униаты), не согласные с решением Прешовского Собора 1950 г., смогли вновь образовать Греко-Католическую Церковь, что принесло немалые проблемы в отношениях с православными христианами Восточной Словакии. Это особенно остро проявилось в Прешовской епархии, оставшейся верной православию.
В 1951 г. Русская Православная Церковь предоставила Православной Церкви Чешских земель и Словакии автокефалию.
В 1997 г. автокефалия была подтверждена томосом Константинопольской Патриархии.
Но и после этого акта не закончилось формирование местной Православной Церкви. Новые изменения внесло переселение из Украины волынских чехов, предки которых приняли православие еще в ХIХ в. Их было несколько десятков тысяч, и они образовали в Чехословакии новые православные приходы. Они принесли с собой русские традиции, например, их богослужения велись на церковнославянском языке. Возвращение волынских чехов помогло процессу приобретения автокефалии Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.
Формированию Чехословацкой Православной Церкви способствовало национальное разнообразие традиций, направлений и движений внутри Церкви. Этот сложный процесс вместе с тем являлся наглядным проявлением разнообразия и единства православия.
С 1951 г. Чехословацкая Православная Церковь имела четыре епархии:
1. Пражскую (во главе с архиепископом Пражским и Митрополитом всей Чехословакии);
2. Пряшевскую (во главе с архиепископом Преяшевским);
3. Оломоуцко-Брненскую (во главе с епископом);
4. Михайловскую (во главе с епископом Михайловским).

Священный Синод Чехословацкой Православной Церкви состоял из четырех епархиальных архиереев, главой его являлся митрополит Пражский. Этот высший церковный орган решал канонические, дисциплинарные, миссионерские, образовательно-катехизические и административные вопросы.
Следующим исполнительным органом стал Митрополичий совет, состоящий из архиереев, духовенства и прихожан, руководимый митрополитом Пражским. Митрополичий совет занимается решением экономических вопросов (управление имуществом Церкви), образованием духовенства (организация семинаров и лекций), изданием журналов и богословских сборников, миссионерской деятельностью.
Один из законодательных церковных органов местной Церкви - Всеобщий Собор - состоит из епархиальных архиереев, духовенства и прихожан.
Каждая епархия имеет епархиальный совет, состоящий из духовенства и прихожан. Его возглавляет епархиальный архиерей. Совет занимается решением церковных, судебных и административных вопросов в рамках данной епархии.
Аналогичным образом в приходах действуют приходские советы, возглавляемые настоятелями приходов. Приходской совет решает те же вопросы, но в рамках своего прихода.
Приходы одного района объединены в церковно-приходской округ, возглавляемый протопресвитером.

Православная Церковь в Чешских землях и Словакии в условиях демократических перемен 1991 г.

После краха коммунистического режима в Чехословакии начался новый исторический этап развития государства. В конце 1992г. (11-12 декабря) в Прешове состоялся Поместный Собор, делегаты которого приняли исторические решения. Несмотря на разделение Чехословакии на два самостоятельных государства (Республику Чехию и Словакию), было принято решение о сохранении административного единства местной Церкви, в том числе канонического и евхаристического единства.
Собор принял новый Устав Церкви, сохранявший церковное единство и прежнюю административную структуру местной Церкви. Было принято новое название Церкви: Православная Церковь в Чешских землях и Словакии.
Были созданы два Митрополичьих совета: один - в Праге (для управления Пражской и Оломоуцко-Брненской епархиями), другой - в Прешове (для управления Пряшевской и Михайловской епархиями). Главой Церкви остался архиепископ пражский и митрополит Чешских земель и Словакии. Он возглавил Митрополичий совет Православной Церкви в Чешских землях и Моравии и Священный Синод, который по-прежнему состоял из четырех епархиальных архиереев.
Архиепископ Пряшевский стал представителем митрополита в Словакии и возглавил Митрополичий совет Православной Церкви в Чешских землях и Словакии в Прешове.
Делегаты Собора выступили с обращением к духовенству и прихожанам, в котором говорилось: "С этого момента чешские и словацкие православные христиане будут самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Вместе с тем останется догматическое, каноническое и евхаристическое единство христиан обоих самостоятельных государств как проявление взаимной братской любви во Христе".
Согласно новому Уставу, Православная Церковь в Чешских землях и Словакии наделена правом иметь, ранее запрещенные церковные организации: монастыри, церковно-приходские школы, благотворительные заведения, церковные объединения православной молодежи и т.д.
Важным решением Поместного Собора стало причисление к лику святых Ростислава, князя Моравского, инициатора кирилло-мефодиевской миссии. Он стал широко известен в Чехии и Словакии, подобно тому, как известны святой Владимир или святая княгиня Ольга на Руси.

IХ Поместный Собор Православной Церкви в Чешских землях и Словакии в 1999 г.

С 15 по 17 октября 1999 г. в монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове состоялся IХ Поместный Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Он подвел итоги деятельности местной Церкви за 10 лет. Были приняты поправки в Устав Церкви и внесены предписания, отражающие актуальные проблемы жизни Церкви. В конце заседания к делегатам Собора с заключительным словом обратился Блаженнейший митрополит Дорофей, поблагодаривший своих духовных чад за плодотворную работу на ниве Господней. Заключая свое выступление, владыка Дорофей, как прозорливый старец, попрощался с участниками Собора и выразил желание встретиться с ними в "Новом Иерусалиме".
Два месяца спустя (30 декабря 1999 г.) Его Блаженство владыка Дорофей скончался.
Несмотря на новогодние праздники и ненастную погоду, с владыкой Дорофеем пришло проститься множество народа (и не только православные) - он пользовался большим уважением во всем мире.
После смерти владыки Дорофея состоялись выборы митрополита и архиепископа Пражского. Х Поместный Собор архиереев Православной Церкви в Чешских землях и Словакии избрал главой Церкви архиепископа Пряшевского владыку Николая.
Во главе Пражской епархии стал епископ Оломоуцко-Брненский Христофор, а его место занял викарий Пражской епархии владыка Симеон. Михайловскую епархию попрежнему возглавлял владыка Иоанн.

Современное состояние Церкви

В настоящее время Православная Церковь в Чешских землях и Словакии располагает четырьмя епархиями: две (Пражская и Оломоуцко-Брвенская) в Республике Чехия и две (Пряшевская и Михайловская) в Республике Словакия.
Согласно последней переписи населения, с 2001 г. в Республике Чехия проживает 25 тыс. православных христиан и 55 тыс. в Республике Словакия. Следует заметить, что эти статистические данные не отражают реальное количество православных христиан в храмах Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По собственным церковным подсчетам, местная Церковь окормляет 150 тыс, верующих, в основном выходцев из стран СНГ.
Церковь имеет 98 приходов в Республике Словакии и 67 приходов в Республике Чехия. В это число не входят многочисленные филиальные приходы на территории обоих государств. духовное служение несут около 200 священников и диаконов.
Православная Церковь является одной из Поместных Православных Церквей, в которой постоянно растет количество прихожан, что связано с переселением выходцев из СНГ в страны ближнего зарубежья, а также с активной миссионерской деятельностью.
В последние годы началось строительство новых храмов, а также аренда пустующих, открываются новые монастыри. В настоящее время местная Церковь располагает тремя мужскими монастырями (один из них в Республике Словакия) и одним женским. Среди насельников монастырей люди разных национальностей, приехавшие из разных стран (русские, украинцы, белорусы, румыны, болгары и т.д.).

Благотворительная, миссионерская и издательская деятельность

Решением Священного Синода созданы благотворительные организации, помогающие людям, попавшим в трудную ситуацию. Организован приют для социально незащищенных граждан, предлагающий временное проживание и питание - приют оказывает им моральную и психологическую поддержку. Существует "Линия доверия', которая помогает многим справляться с тяжелыми условиями жизни.
Православная Церковь в Чешских землях и Словакии оказывает материальную поддержку пострадавшим. Так, после Чернобыльской трагедии были организованы оздоровительные поездки для детей с Украины.
Православная молодежь Чехии и Словакии принимает активное участие во Всемирном союзе молодежи "Синдесмос", делегаты местных организаций "Синдесмос" ежегодно организуют лагеря, встречи и поездки. Выходит журнал "Истина", который информирует читателей о жизни православной молодежи Чехии и Словакии.
Издательский отдел Митрополичьего совета Словакии каждый месяц выпускает журнал "Наследие святых Кирилла и Мефодия", а Чешский митрополичий совет - журнал 'Голос Православия".

Богословское образование

В 1950 г. в Праге был основан Православный богословский факультет, который готовил православных богословов и священников. В 1951 г. факультет был перенесен в Прешов.
В настоящее время факультет проводит университетское обучение на двух уровнях: бакалавр и магистр, готовит специалистов по следующим специальностям: православное богословие, преподавание основ религии и этического воспитания, социальное служение. После окончания обучения выпускники трудятся в школах, приютах, домах престарелых, тюрьмах, больницах и других организациях.
Выпускники, получившие специальность "Православное богословие", могут стать священнослужителями. При Православном богословском факультете существует семинария, которая также формирует и воспитывает будущих священников.
Богословский факультет имеет филиал в Оломоуце, где готовят специалистов по тем же специальностям. Он ежегодно выпускает Православный богословский ежегодник. Преподаватели и студенты богословского факультета принимают участие в международных научных и культурных проектах, в том числе конференциях. Ежегодно проводится обмен студентами и профессорами с зарубежными вузами. На Православном богословском факультете Прешовского университета учатся студенты из России, Украины, Белоруссии, Румынии, Польши, Греции и других стран.

Митрополит Николай

Его Блаженство митрополит Николай, гражданское имя Николай Коцвар, родился 19 декабря 1927 г. в селе Ганиговцы Сабиновского района, Словакия. Учился в русской гимназии в городе Гуменне, а потом в Православной семинарии в Праге.
В 1950 г. установлен настоятелем прихода села Микулашова Бардеевского района.
В 1954 г. назначен спиритуалистом Православного богословского факультета в Прешове. В этот период его направили на 4-летнюю учебу в Московскую духовную академию, которую он окончил в 1959 г. с титулом кандидата богословских наук.
1 июля 1959 г., по возвращении на родину, отец Николай стал настоятелем храма в Гералтове, а 1 января 1960 г. получил приход в Ярабине, где служил около двух лет.
С 1 ноября 1962 г. преподает на Православном богословском факультете в Прешове.
1 ноября 1964 г. отец Николай назначен настоятелем Пряшевской епархии. В феврале 1965 г. в часовне Православного богословского факультета в Прешове Его Блаженством митрополитом Дорофеем пострижен в монахи с именем Николай.
26 февраля 1965 г. на епархиальном заседании он был единогласно избран епископом Преяшевской епархии, а 28 февраля того же года принял епископскую хиротонию из рук Блаженнейшего Дорофея, митрополита Пражского, Киприана, архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, и Мефодия, епископа михайловского.
Епископ Николай принимал активное участие в жизни Церкви. Был долголетним представителем Блаженнейшего митрополита Дорофея. После его смерти стал управляющим делами Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Был представителем священного синода на Православном богословском факультете в Прешове. В настоящее время - член научного совета Православного богословского факультета в Прешове.
с 1 сентября 1973 г. по 30 июня 1976 г. владыка Николай был преподавателем систематического богословия на Православном богословском факультете Прешовского университета.
В 1987 г. владыка Николай решением священного синода Православной Церкви в Чехословакии стал архиепископом.
Православная Церковь в Чешских землях часто посылала его на международные встречи. Кроме официальных визитов в Константинополь, Россию, Болгарию, Польшу, Грузию, Грецию и США в 1966 г. он принял участие в заседании Всеправославного совета о диалоге между Англиканской и Старокатолической Церквами в Белграде, где возглавлял делегацию.
В 1976 г. участвовал в диалогах с Англиканскими Церквами в Москве, в 1983 г. - в IV православно-реформированном диалоге, который состоялся в Одессе, а также во многих других международных встречах.
За свою архипастырскую службу владыка Николай удостоен многих наград: от Русской Православной Церкви - орденом Преподобного сергия Радонежского II степени, от Грузинской Православной Церкви - орденом святого Георгия II степени, от Греческой Православной Церкви- орденом святого Павла II степени.
Православный богословский факультет Прешовского университета удостоил владыку Николая звания "Доктор Богословия" и honorius causa.
После разделения Республики Чехословакия и утверждения нового Устава Православной Церкви архиепископ Николай стал председателем Митрополичьего совета Православной Церкви в словакии и архиепископом Пряшевским и всей Cловакии.
Этот период в жизни местной Церкви характерен передачей церковного имущества (храмов, церковных строений, помещений факультета) греко-католикам. Для нормализации жизни в Церкви владыка Николай приложил немало усилий. Построены новые храмы (около 60), отремонтировано помещение Пряшевской епархии, Митрополичьего совета, Православного богословского факультета и Православной богословской семинарии.
14 апреля 2000 г. владыка Николай был избран Поместным Собором митрополитом.
4 июня 2000 г. в кафедральном храме Святого Александра Невского в Прешове с участием представителей братских Православных Церквей и государственной власти, Президента Словацкой Республики, зарубежных гостей, духовенства и прихожан состоялась торжественная интронизация. Владыка стал четвертым митрополитом автокефальной Православной Церкви в Чешских землях и Словакии и первым главой, управляющим церковными делами не из Праги, а из Прешова.
Митрополит Николай управлял Церковью 6 лет и на 76-м году жизни, в ночь с 30 на 31 января 2006 г., скончался в Прешове.
Пятым митрополитом автокефальной Православной Церкви в Чешских землях и Словакии был избран архиепископ Пражский и Чешских земель Христофор.

Митрополит Христофор

Его Блаженство митрополит Христофор (Радим Пулец) родился в 1953 г. в Праге.
В 1974 г. рукоположен в сан диакона, а затем священника.
Богословское образование получил, закончив Православный богословский факультет Прешского университета (1979), Московскую духовную академию (1984) и на богословском факультет Афинского университета (1987).
В 1985 г. принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Христофор.
В 1987 г. возведен в сан архимандрита. Приходское служение проходил при Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия в Праге.
В 1988 г. блаженнейший митрополит Христофор хиротонисан во епископа Оломоуцко-Брненского.
В 2000 г. после смерти блаженнейшего митрополита Дорофея был избран Архиепископом Пражским и Чешских земель и назначен главой Митрополичьего совета.
Митрополит Христофор - постоянный участник богословских конференций, он занимается научной и преподавательской деятельностью. Имеет ученые степени доктора теологии и философии, владеет русским, греческим, немецким и английским языками.
2 мая 2006 г. в чешском городе Вилемов состоялся Собор духовевства и мирян Православной церкви Чешских земель и Словакии, на котором архиепископ Христофор был избран предстоятелем Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.

Публикуется по книге "Православный мир" Митрополит Христофор, Москва, 2007