Радуйся, что из тебя, как из корня,

во святой обители Сазавской вырос

плод славы.

Икона святого Прокопия, игуменя Сазавского

Икона святого Прокопия, игумена Сазавского

  По успении святого Вячеслава брат его Боле­слав ввел в Чехию немецких священников с ла­тинской службой, которую те сами хорошо не по­нимали. В 967 году папа, назначая первого своего епископа для Праги, саксонца Дитмара, прекрас­но владевшего славянской речью, писал, что Бо­жественная служба должна быть отправляема «не по обрядам болгарского, или русского, или сла­вянского языка, но по уставам Римской Церкви». Активно выступал против славянской службы и вводил латинство в Чехии второй пражский епис­коп, славянин родом, Войтех-Адальберт, который в свое время получил воспитание и образование в Магдебурге. Но, несмотря на это, славянское православие еще держалось в Чехии. Особенно оживил его своей подвижнической деятельно­стью преподобный Прокопий, основатель обите­ли на реке Сазаве.

     Сведения об этом подвижнике весьма крат­ки. Сазавский инок, скрывший свое имя, писал: «Во время князя Ольдржиха был пустынник по имени Прокопий, родом богемец из деревни Хотунь, весьма правильно наученный славян­ским письменам, изобретенным некогда святым Кириллом, в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправляв­ший тайны, а после того, облеченный в иночес­кую одежду, жил непоколебимо в вере, один с единым Богом».

    Другое старинное житие святого говорит: Прокопий, родом богемец, сын благородных родителей -— родился в 970 году в некоем селе, называемом обыкновенно Хотишь… Знаменитые родители его, увидя, что в отроке сияет Благодать Божия, отдали его в городе Велеграде учителю свободных наук для обучения, дабы, учась, наставлен был небесной мудрости, — ибо там тогда процветала наука славянского языка.

   В Градяцкой рукописи, по письму начала XIV века, а по языку принадлежащей к более древнему времени, находится сказание о святом Прокопии на чешском языке в стихах.

Святый Прокопий — из славянского рода,

Недалеко от Чешского Брода:

Ту весь Бог добре расплодил,

В коей святой родился.

Всякий посмеет заверить,

Той весе имя Хотунь

В ней жил старый кмет,

Имел себе он много лет.

Жена его была дворянка…

Прокопий от детства своего

Хранил себя весьма честно:

По Боге Творце жил,

А мирскую суету пренебрегал.

Видя то, родители,

Какого имели сыночка,

Положили между собой совет:

Отослать его в Велеград,

К учителю славному,

Чтобы учил его всякому чтению.

Там было славно учение,

Цвело на языке славянском.

 

   Соединяя древние и верные известия, видим: Прокопий еще в доме родителей учился славянской грамоте, следовательно, родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии святым Мефодием, Моравским апостолом. Для усовершенствования познаний, родители отправили его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на славянском языке.

  Окончив учение, Прокопий женился, имел сына Эммирама. Приняв сан священника, он усердно учил вверенных ему правилам веры. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь по примеру восточных аскетов.

  Существует легенда, что вначале Сазавский монастырь возник как небольшой скит, построенный на собственные средства монахом Прокопом. Впоследствии он был устроен как сугубо семейный. Настоятельство в монастыре переходило по наследству: преемником Прокопия был его племянник Вит, а после него настоятелем стал сын Прокопия Эммирам.

  Такая особенность Сазавского монастыря, возникшего не по инициативе местного церковного центра и не как филиал какого-то другого монастыря, позволила беспрепятственно совершать богослужения на славянском языке, заниматься переводческой и иной литературной деятельностью на этом языке.

  По преданию, князь Ольдржих, преследуя на охоте зверя, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу в пещере. Отшельник в беседе с князем попросил его построить храм святого Предтечи. Добрый князь обрадовался просьбе блаженного Прокопия и оказал в этом свою помощь, пожаловав, кроме того, монастырю земельные угодья, пастбища и леса по реке Сазаве.

  Ольдржих стал владетельным князем в 1012 году, а основание обители относится примерно к 1032 году. Обитель, созданная стараниями преподобного Прокопия и покровительствуемая Ольд- ржихом, процветала. В ней совершалось богослужение, исповедовали веру в таком виде, как заповедали славянские просветители святые братья Кирилл и Мефодий. Поддерживал монастырь и преемник Ольдржиха, король Бржетислав (1035— 1055 гг.). Но жить по православному обряду становилось все труднее. Множество скорбей выпало на долю святого Прокопия. За три дня до своей смерти святой подвижник, собрав братию, попрощался с ними и предупредил о грядущих гонениях, которые наступят при Спитигневе (1055—1061 гг.), но тут же уверил их, что испытания будут длиться недолго, так как новый князь будет к ним благоволить. Святой почил 25 марта 1053 года.

  И все произошло так, как он сказал. Когда после смерти Бржетислава к власти пришел его сын и преемник Спитигнев II, произошла резкая перемена в отношении к славянским монахам Сазавского монастыря. В 1055 году братию вместе с настоятелем монастыря Витом обвинили в том, что, «благодаря славянской письменности, они были очевидно вовлечены в секту еретиков и, бесспорно, обращены в нее». Все иноки были изгнаны из страны, а в Сазаве поселились латинские монахи во главе с неким настоятелем немцем, который, по словам летописца, был преисполнен «неудержимой злости». Есть предположение, объясняющее враждебное отношение Спитигнева к славянским монахам: он хотел быть единственным владельцем монастыря и, кроме того, стремился к налаживанию контактов с папой Григорием VII, неодобрительно относившимся к славянской литургии.

  В 1061 году Вратислав, предварительно завоевав Моравию, овладел и великокняжеским пражским престолом, сместив Спитигнева. В том же году он вернул в Сазаву своих верных союзников — сазавских иноков, позволил им беспрепятственно пользоваться славянским языком и письменностью. Князь хотел даже добиться согласия на это папы Григория VII. Но посольство Братислава, отправленное в Рим, не имело успеха. Тем не менее Сазавский монастырь продолжал свою деятельность, украшался новыми храмами.

   В 1070 году был построен храм Креста, в 1085 году сына Прокопия Эммирама сменил Божетех. Талантливый архитектор, живописец и скульптор, он украсил монастырь новым храмом. Весьма знаменательно, что в основание одного из престолов (справа от главного) были положены частицы мощей столь чтимых на Руси святых Бориса и Глеба, которые в 1095 году были переданы архимандритом Киево-Печерской лавры в дар опату Божетеху в обмен на частицу мощей святого Вячеслава.

   К сожалению, расцвет монастыря при настоятеле Божетехе оказался завершающим этапом его существования как центра славянской культуры. Весьма вероятно, что именно расширяющаяся известность монастыря вызвала тревогу латинского духовенства, которое добилось в 1097 году запрещения славянского языка в Сазаве и изгнания Божетеха с единомышленниками. Новый настоятель Детхарт учреждает в нем латинскую школу, чтобы окончательно уничтожить славянское начало в монастыре.

   Так в самом центре Европы в неравной борьбе угас очаг славянской культуры, но деятельность его не прошла бесследно. Культурные ценности, созданные в нем, продолжали жить за пределами Чехии, особенно на Руси, с которой тесно связана была жизнь Сазавского монастыря. В Киеве и других городах Руси расцветает письменность на родном языке, ведутся летописи, создаются жития, пишутся поэтические произведения. Чешские житийные произведения (святая Людмила, святой Вячеслав) повлияли на создание житий благоверных князей русских Бориса и Глеба, мощи которых Божиим Промыслом были перенесены в одну из святынь Чехии. К концу X века все необходимые политические условия для русско-чешских культурных контактов были налицо. Русь имела непосредственную границу с Чехией. Согласно «Повести временных лет», Владимир Святославович жил в мире и любви с чешским князем Ольдржихом. Стоит обратить внимание и на династические связи, которые весьма способствовали чешско-русским контактам. Одной из жен князя Владимира была чешка («чехиня»), от которой родился сын Вышеслав. А одна из дочерей князя Владимира, Предислава, была женой чешского князя Болеслава III. В 1034 году Ярослав Мудрый дает своему сыну имя Вячеслав.

   В «Повести временных лет» известие об этом помещено вслед за сообщением о том, что Ярослав стал самовластцем Русской земли: «И в это время родился Ярославу сын, нарекоша имя ему Вячеслав». Кстати сказать, имя чисто христианское, а не так называемое «княжое», под которым известны другие сыновья Ярослава. Это обстоятельство свидетельствует о сложившемся почитании на Руси чешского святого, так как на протяжении всего XI столетия русские книжники, очевидно, знакомились не только со славянскими, но и с латинскими легендами о Людмиле и Вячеславе, оказавшими влияние на создание «Сказания о Борисе и Глебе», в исторической основе которого лежат подлинные события, связанные с борьбой за великокняжеский престол после смерти Владимира. Смерть братьев Бориса и Глеба, не пожелавших междоусобной борьбы, многие века служила призывом к прекращению розни между князьями, а сами братья почитались как покровители русских князей и Русской земли. Гибнущие от руки брата-злодея Борис и Глеб — любимые герои молодого христианского государства — не могут восприниматься вне аналогии с тем, что происходило с Людмилой и Вячеславом в начале X века, на заре Чешского государства. В «Сказании о Борисе и Глебе» есть прямое указание на то, что перед смертью своей князь Борис вспомнил о «мучении и страсти святого мученика Никиты и святого Вячеслава», убитых подобным же образом. Над телом убитого Глеба ночью чудесно загорается свеча точно так же, как и над телом задушенной Людмилы.

   В чешских памятниках русский читатель находил знакомые ему по собственной истории образы: бабка княгиня-христианка и ее внук, утверждающий христианство в стране: Людмила — Вячеслав и Ольга — Владимир. С течением времени чешские святые настолько вросли в русское самосознание, что к XVII веку их готовы были рассматривать и почитать как русских святых.

Дни памяти святого Прокопия Сазавского — 12/25 марта, 16/29 сентября.

Тропарь (перевод с чешского языка)

        Избранный чудотворче и постниче, преподобне отче Прокопие, ты возвращаеши нам веру святыя Людмилы, словом своим укрепляеши Православную веру нашу.

         Ангел сотвори чудо отверзением источника в твоей родной Хотуни, дабы явлено бысть, яко ты открыеши в земли Чешстей источник исконныя веры славных братьев солунских.

         Постом и молитвою свободился еси от плена страстей и знамением Креста отразил еси нападения диавола, поселился еси в долине Сазавы и питался еси там плодами лесными и млеком белой лани.

         Радуйся, верный страже нашея земли, пестуне славянския восточныя церкви, просветителю чехов, Божий пророче и кроткий воине за возвращение истинныя веры. Умоли Господа Вседержителя, да обновит чрез нас, недостойных, наследие твое и спасет души наша.

По материалам издания:  Святые Чешских земель и Словакии. — М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. — 64 с.