Следы от фашистских пуль до сих пор сохранились на стенах кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия в Праге. Именно с этим храмом, епископской кафедрой Владыки Горазда, связана одна из наиболее громких и трагических страниц сопротивления чехов гитлеровскому режиму, и именно это повлекло мученическую смерть епископа и его соратников.
В 1938 году Чехословакия становится жертвой так называемого Мюнхенского сговора, треть ее территории оккупируется Германией, а 15 марта 1939 года фашисты подчиняют себе всю страну. В сентябре 1941 года протектором Богемии и Моравии становится правая рука Гитлера, один из инициаторов и архитекторов «окончательного решения еврейского вопроса» обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих. За жестокость он вскоре был прозван «пражским мясником». Всего за два первых месяца его правления по приговорам военно-полевых судов были казнены 342 человека и около 3000 отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря.
Покушение
По заданию чехословацкого правительства в изгнании на территорию протектората были заброшены десантники для организации убийства Гейдриха. Целью так называемой «Операции Антропоид» была в том числе моральная поддержка чехословацкого сопротивления, жестоко подавляемого протектором.
27 мая 1942 года Йозеф Габчик и Ян Кубиш при помощи подпольщиков, совершили покушение на Гейдриха. Убить «пражского мясника» сразу не удалось. Гейдрих, получивший перелом ребра и осколочное ранение селезенки, был прооперирован, он умер на следующий день. Причиной смерти было названо заражение внутренних органов, ослабленных из-за удаления селезёнки.
Диверсантам удалось скрыться с места покушения. Их убежище было оговорено заранее. Им стала крипта, подземное помещение кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия в Праге. Дело в том, что один из организаторов покушения Петер Фафек был сослуживцем Яна Сонневенда, председателя Приходского совета храма. Еще во время подготовки покушения Фафек обратился к Сонневенду с просьбой об укрытии в соборе нескольких человек, задействованных в движении сопротивления. После обсуждения этого вопроса со священником Владимиром Першеком Ян Сонневенд дал Фафеку положительный ответ.
После совершения нападения на Гейдриха первым в крипту собора был доставлен Ян Кубиш, получивший в результате взрыва гранаты глазное ранение. К 1 июня здесь укрылись еще шесть человек. Их принимал отец Владимир Петршек. Он же заботился о пище для парашютистов, служил связным с членами пражского подполья. Также отец Владимир помог Яну Кубишу найти врача. Но особо он стремился морально поддержать парашютистов, поскольку долгое нахождение в темной и холодной крипте уже само по себе было тяжелым испытанием.
В ответ на убийство Гейдриха немцы развернули массовый террор в Протекторате. По безосновательному подозрению в связях с диверсантами была уничтожена деревня Лидице. Все ее мужчины были расстреляны, а женщины и дети отправлены в концлагеря. Такая же судьба постигла и деревушку Лежаки.
Парашютисты скрывались в крипте до 18 июня 1942 года. О месте их нахождения кроме отца Владимира и Яна Сонневенда также было известно епископу Горазду, настоятелю храма протоиерею Вацлаву Чиклу и сторожу собора Вацлаву Орнесту. Владыка Горазд, понимая какой опасности подвергается Православная Церковь, считал, что нужно как можно скорее найти новое место для укрытия диверсантов. И это новое место было найдено. Участников сопротивления должны были перевезти в повозке гробовщика под видом похорон. Но когда траурная карета подъехала к собору, чтобы забрать партизан, было поздно. Собор был окружен фашистами. Шел бой. Семь повстанцев отстреливались от более чем 700 вооруженных солдат.
Предательство
Среди заброшенных в Чехию парашютистов был старший сержант Карел Чурда. Он не участвовал в организации покушения, скрываясь у родственников. Именно Чурда по собственной воле явился в гестапо 16 июня и рассказал все, что знал о покушении. Правда, он не знал точного места укрытия парашютистов. Ему было известно лишь то, что они скрываются в одном из пражских храмов. Позже комиссар пражского гестапо Янтур вспоминал, что до предательства Чурды им ничего не было известно об организаторах покушения.
На основании показаний предателя были арестованы члены семей, оказывавших помощь диверсантам. Двое из арестованных назвали на допросе точное место укрытия диверсантов.
Неравный бой
Уже в ночь с 17 на 18 июня гестапо оцепило кварталы, прилегающие к Рессловой улице, готовясь к задержанию парашютистов. Около четырех часов утра начался бой между скрывавшимися в храме семью офицерами и окружившими храм фашистами. Всего с немецкой стороны в акции было задействовано около 1000 человек. Трое парашютистов (Адольф Опалка, Ян Кубиш и Йозеф Бублик) укрылись на хорах собора, откуда вели стрельбу по врагу, а четверо (Йозеф Габчик, Йозеф Валчик, Ярослав Шварц и Ян Грубы) оставались в крипте. После двухчасового боя трое военных, находившихся на хорах, получив тяжелые ранения и будучи не в силах сопротивляться далее, покончили с собой. После этого немцы стали пытаться проникнуть в крипту, что оказалось сделать непросто. Находившиеся в ней парашютисты отказались сдаться, продолжая бой.
Сражение продолжалось еще около шести часов. Когда у парашютистов стали подходить к концу боеприпасы, они прекратили сопротивление. После этого из крипты раздалось последних четыре выстрела, которые свидетельствовали о том, что обитатели крипты также добровольно ушли из жизни…
Немцы, проникнув в крипту, разрушили здесь старые могилы. Кости погребенных здесь католических священников из гробов в стенах были выброшены на пол. Затем фашисты разрушили и осквернили алтарь. Достав из ризницы священнические облачения, они стали фотографироваться в фелонях и митрах. После разорения храм был обращен в склад.
Мученичество епископа Горазда и его соратников
Еще во время боя был арестован отец Владимир Петршек. Его привезли в собор и потребовали, чтобы он обратился к диверсантам с требованием прекратить сопротивление. После окончания боя, когда фашисты, наконец, проникли в крипту, отца Владимира поставили в храме у иконы Спасителя и стали для забавы стрелять вокруг него из пистолета. Образ со следами пуль и сегодня хранится в соборе.
Уже 18 июня были арестованы настоятель собора, староста, сторож и члены их семей. 25 июня в пять часов утра был арестован и епископ Горазд. Во время покушения он находился в Берлине. Узнав о произошедшем, владыка написал письма главе правительства Протектората, министру образования и министру внутренних дел, в которых брал всю вину на себя и просил сохранить Православную Церковь в Чешских землях.
В тюремном заключении епископ Горазд находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени его подвергали тяжелым мучительным допросам. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха, практически не кормили. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа.
Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. Тела их были сожжены.
Епископ Горазд был канонизирован Православной Церковью Чешских земель и Словакии 5 сентября 1987 года.
Источники:
1. Жизнь и смерть священномученика Горазда. Светлана Марченко
2. Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге
3.Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге. Путеводитель по Праге.