24 апреля 2015 года одна небольшая страна с населением, равным среднему мегаполису, чуть меньше 4 миллионов человек, заставила говорить о себе весь мир. Сотни новостных ресурсов писали, показывали и обсуждали Армению. Эта страна доказала, что достойная память о предках и восстановление исторической справедливости может объединить всех сограждан и стать национальной идеей.
24 апреля в Святом Эчмиадзине, одном из старейших монастырей Армении, состоялась канонизация полутора миллионов жертв армянского геноцида в Османской Империи.
В торжественных мероприятиях, посвященных столетию трагедии, приняла участие делегация Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Предстоятелем Церкви, Блаженнейшим Митрополитом Растиславом. Для Православной Церкви Чешских земель и Словакии этот визит, в определенном роде, тоже стал историческим – это была первая международная поездка Предстоятеля после его избрания.
Об участии делегации в торжествах, неожиданностях в пути и результатах поездки рассказывает представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский)
Ваше Высокопреподобие, я слышала, ваш визит начался с неожиданного инцидента, что произошло?
— Ну не совсем так, я бы назвал это досадной неприятностью. Дело в том, что мы начали готовиться к этой поездке за 4 месяца. Изучали исторические материалы, готовили доклады для выступлений. Очень важным этот визит был для Архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия — его предки по линии одного из дедушек были армянами. Он был в Армении единственный раз еще в детстве и очень ждал этой поездки.
И вот представьте, мы летим в самолете, должны приземлиться через часа полтора, и тут одному из пассажиров становится плохо. Он начинает себя неадекватно вести, кричать, стюардессы начинают его успокаивать. В результате наш самолет повернул обратно в Домодедово, чтобы оказать несчастному медицинскую помощь. Несколько часов мы сидели в самолете, ждали, пока его заново подготовят к полету. К чести авиакомпании хочу сказать, поведение пилотов, бортпроводников было безупречным. Но в результате такой неприятности наш путь растянулся на девять с лишним часов. Больше всего мы переживали за встречающих – неизвестно было, когда прилетит наш самолет, и они все это время провели в Ереванском аэропорту.
На этом ваши злоключения закончились?
— Да, абсолютно. На следующий день с самого утра мы включились в рабочую программу торжественных
мероприятий. Нужно сказать, что армянская сторона провела огромную организационную работу. Потрясающие радушные люди. Нас принимали с поистине кавказским гостеприимством.
Организаторы постарались показать богатство исторического наследия армянской культуры, ведь это одна из старейших христианских цивилизаций. На территории современной Армении христианство стало государственной религией еще в 301 году, когда святой Григорий Просветитель принес свет веры Христовой на эту землю.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие достопримечательности вы успели посетить в Армении?
— Одной из первых мы посетили духовную семинарию “Вазгенян” на озере Севан. Семинария расположена в святом месте. Именно здесь, на озере Севан (Севастийском озере), приняли мученическую смерть за Христа святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
На берегу озера находится здание семинарии, в которой учатся будущие священники. Учащиеся очень редко покидают стены своей “альма матер”. Они могут выезжать из семинарии только один раз в три месяца. У семинарии очень хороший хор, красивые, наполненные голоса. Пели они национальные и духовные песнопения, на очень высоком уровне. Вместе с нашей делегацией семинарию посетила Коптская делегация по главе с Предстоятелем Патриархом Феодором II. В семинарии «Вазгенян» сложилась традиция – уже второй приезжающий Коптский Патриарх сажает на территории семинарии дерево.
Один из древнейших памятников старины, которые мы посетили, это монастырь Агарцин, он построен между X и XIV веками. Этому монастырю покровительствовала царственная династия Багратуни. Но в XIX веке в ходе кавказских войн монастырь был разрушен практически до основания. И вы знаете, удивительный факт, несколько лет назад этот монастырь посетил арабский шейх, мусульманин. Его настолько потрясла история монастыря, что он стал на свои собственные средства восстанавливать разрушенную обитель. Сейчас реставрационные работы практически окончены, строится новый корпус. То есть, выходит, что этот шейх, фактически, искупает вину за содеянное своими собратьями по вере.
Наша делегация посетила музей, посвященный архимандриту Комитасу. Меня поразила судьба этого удивительного человека – священнослужитель, музыкант, композитор, певец, дирижер. Он записал тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, занимался научно-исследовательской работой, изучал армянские народные и духовные мелодии, расшифровывал армянские хазы, это пение подобное нашему древнему знаменному распеву. Судьба гения была трагична, как и судьба полутора миллионов жертв геноцида армян. В 1915 году его арестовали вместе с сотнями представителей армянской интеллигенции. На его глазах убивали и истязали его сограждан. Комитаса по счастливой случайности оставили в живых, но человек с тонкой организацией не смог перенести увиденного. Он сошел с ума. Последние двадцать лет жизни Комитас провел в психиатрической лечебнице недалеко от Парижа, так и не придя в себя…
Но, конечно, сильным впечатлением для меня стало посещение мемориального комплекса, посвященного жертвам Геноцида армян, он называется Цицернакаберд (крепость ласточки). Туда в эти дни съезжались армяне со всего мира, чтобы почтить память погибших предков. Меня поразили материалы, которые хранятся в этом музее. Свидетельства очевидцев, хронология событий, фотографии, документы. Масштаб этого геноцида просто ужасающий. Жутко становится, когда понимаешь – это была не какая-то абстрактная война, когда противники сбрасывают бомбы на города, хотя это, конечно, тоже ужасно. Но вот так — резать живых людей, без разбора, женщин, стариков, детей. Жутко становилось, когда видел эти фотографии, документы. Это же живые люди все делали.
Жутко становилось, когда видел эти фотографии, документы. Это же живые люди все делали.
Очевидцы вспоминают, что храмы и дома были битком забиты трупами. Живых людей загоняли в храм, обкладывали дровами и поджигали. Есть много диких подробностей, о которых мне даже не хотелось бы говорить. Люди пострадали за христианскую веру. Ведь тех, кто принимал ислам, освобождали. Но очень многие армяне шли на смерть за свою веру и свободу. В словацком языке есть слово «утста» — верность своим традициям. Вот оно очень точно отображает это отношение живущих к наследию предков: умереть, но не предать.
Ваше Высокопреподобие, а что можно сказать про потомков пострадавших армян, они сохранили свою «утсту», если так можно выразиться? Еще Иван Бунин сказал: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней». Как Вы считаете, жертвы армянского геноцида получили свой венец?
— Вы знаете, во время нашей поездки я увидел, что последующие поколения армянского народа делают все, чтобы сохранить память о «Великом Злодеянии», так еще называют эту трагедию, которая произошла в начале двадцатого века в Османской Империи.
Эти памятные мероприятия имеют большое значение не только в истории армянского народа, но и в истории всего человечества. Я уверен, если бы все признали случившийся геноцид армян, то это означало бы, что он не должен повториться ни в одной стране мира. Признание стало бы первым шагом к покаянию. Но мы видим, что не все страны признают факт геноцида армян. Не только не признают, но и еще сопротивляются. И как результат – геноцид целых народов продолжается. Сейчас в Сирии, в Ливане происходят страшные события по отношению к древним христианским народам.
На памятных мероприятиях в поддержку признания геноцида собрались ведущие представители христианских церквей. И, конечно же, визит Предстоятеля нашей Церкви был очень важен, чтобы показать, что верующие нашей Церкви придают этому событию очень большое значение.
Кстати, Словакия одной из первых стран, еще в 2004 году, признала факт геноцида армян на государственном уровне. В нашей стране даже существует уголовное наказание за отрицание факта геноцида — 5 лет тюремного заключения.
Кстати, Словакия одной из первых стран, еще в 2004 году, признала факт геноцида армян на государственном уровне. В нашей стране даже существует уголовное наказание за отрицание факта геноцида — 5 лет тюремного заключения. Для нас вообще вся эта история очень близка. Наши православные верующие много страдали во времена Австро-Венгрии от униатов. И даже в конце двадцатого века подвергались притеснениям и гонениям.
Ваше Высокопреподобие, в некоторых анонсах я читала, что во время церемонии канонизации жертв армянского геноцида все пострадавшие будут перечислены поименно. Такое было?
— Нет, это было бы физически сложно сделать. К тому же, имена очень многих невозможно восстановить. Даже канонизационные молитвы составлялись сразу ко всему сонму мучеников. Известно, что церемонию канонизации приходилось писать заново, так как это была первая канонизация в Армянской Апостольской Церкви за последние 400 лет.
Скажите, а как сами жители Армении воспринимали церемонию?
— Многие из присутствующих на канонизации плакали. Для них канонизация была очень важна. Люди с большой гордостью об этом говорили. Армяне гордятся, что принадлежат к древнему народу, который, несмотря ни на что, сохранил свои традиции, Веру, Церковь. Всюду чувствуется подъем, никто не остался равнодушным.
Многие из присутствующих на канонизации плакали. Для них канонизация была очень важна. Люди с большой гордостью об этом говорили. Армяне гордятся, что принадлежат к древнему народу, который, несмотря ни на что, сохранил свои традиции, Веру, Церковь.
Я уверен, что подобные мероприятия консолидируют людей, сподвигают молодое поколение гордиться своим прошлым, поднимают дух и гордость за свой народ, это очень важно для того, чтобы двигаться вперед.
А еще знаете, теперь у каждого армянина есть свой родной святой покровитель. Ведь та страшная трагедия коснулась каждой армянской семьи.
Беседовала Е. Васина, фотографии — С. Челенков.