В свежем номере газеты «Православная Москва» вышло интервью настоятеля храма святителя Николая в Котельниках архимандрита Серафима (Шемятовского). Приводим его на нашем сайте:
Газета «Православная Москва», № 17 (582), сентябрь 2015 г.
Котельники объединили культуру чехов, словаков и русских
«Православная Москва» продолжает знакомить читателей с представительствами Поместных Церквей на территории нашего города. Сегодня мы отправляемся в храм святителя Николая в Котельниках, где разузнаем о традициях Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
Сотни женщин с именем Людмила соберутся в этом храме 29 сентября. Они стекаются сюда не только со всех концов столицы, но и из ближнего Подмосковья и других регионов страны. В этот день тут престольный праздник — день святой мученицы Людмилы, княгини Чешской.
— На Божественной литургии 29 сентября в нашем храме собирается примерно четыреста Людмил. И когда каждая из этих женщин подходит к Причастию, можно уже даже и не спрашивать имя, — с улыбкой рассказывает настоятель храма святителя Николая в Котельниках, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский). — Каждый год мы с большим усердием готовимся к этому празднику и стараемся привнести в него еще больше национального колорита. Ну а самое главное — верующие в этот день могут участвовать в архиерейском богослужении.
— Ваш храм — единственный в российской столице, где пребывают мощи святых мучеников княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских. Верующие смогут поклониться им во время праздничного богослужения. А как эти святыни появились в московском храме?
— Во-первых, я хотел бы отметить, что приложиться к ковчегу с частицами мощей этих святых возможно в любой день. Они хранятся в алтаре, но каждый желающий может обратиться к священнослужителям храма, и мощи ему обязательно вынесут!
Это главные святыни Никольского храма. Они были переданы нам вскоре после открытия подворья в 1999 году блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. За два месяца до того, как Господь призвал его от земной жизни, он приезжал в Россию, чтобы вместе с патриархом Алексием II совершить великое освящение нашего храма.
— В Никольской церкви хранятся и другие святыни. Например, при входе в храм с правой стороны верующих встречает небольшая Казанская икона Божией Матери с потемневшим ликом. Она обрамлена в большой красивый оклад…
— Ее когда-то обнаружили на месте сгоревшего дома. По словам очевидцев, после пожара ни один предмет не остался целым, и только святой образ лежал нетронутым. Икону передали в наш храм, и теперь она — одна из чтимых святынь.
— Храм Николая Чудотворца в Котельниках построен в первой половине XIX века знаменитым архитектором Осипом Бове на месте некогда стоявшей здесь деревянной церкви. Сохранились ли у вас старинные иконы?
— Еще одним почитаемым образом является икона Пресвятой Богородицы Феодоровская. Это единственная икона, которая сохранилась после разорения храма в период лихолетья. Как известно, Никольская церковь была закрыта в 1930-м году. На то время ее настоятелем был протоиерей Николай Чертков, который прослужил в нашем храме более 30 лет. Известно, что он отошел ко Господу в ту ночь, когда его должны были арестовать чекисты. Икону бережно хранила дочь священника, ожидая, что когда-то храм снова будет открыт. Можно себе представить, как семья этой женщины рисковала своей жизнью и свободой во времена гонений! Когда же храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, в начале 90-х годов, Ирина Николаевна Черткова вернула святыню в храм.
— Много ли среди ваших прихожан чехов и словаков?
— Единицы. В основном это студенты, которые учатся в Москве. Мы их поддерживаем, чем можем. А вот близость «высотки» на Котельнической набережной оказывает свое влияние. Среди прихожан есть поистине легендарные люди — политические деятели, актеры главных театров страны. Они не любят афишировать себя. Наш храм — место, где они могут, не привлекая внимания посетить богослужение. Захожан у нас мало: мы находимся вдали от жилых кварталов и метро, многие верующие приезжают сюда на богослужение специально. Атмосфера в церкви всегда очень камерная, дружелюбная. Так, у нас никогда не сделают замечания женщине, пришедшей в брюках или с короткими рукавами. Думаю, прихожанам нравится пение наших певчих, ведь многие из них являются солистами знаменитого ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», который базируется на нашем подворье и стал уже неотъемлемой частью общины.
— Чем отличаются богослужения в храмах Чехии и Словакии от наших?
— У православных в Словакии в большинстве случаев нет профессиональных богослужебных хоров. Всю службу поют сами прихожане, управляемые так называемым кантором — запевалой. Песнопения каждый знает с детства, они просты и они очень похожи на старообрядческие распевы XVII века. этот стиль богослужения и песнопения в Словакии сохраняется до сих пор. В последнее время при кафедральных соборах, правда, стали организовывать хоры певчих, так как многие музыканты обучались в России, Сербии, Греции. Благодаря этому можно отметить певческое разнообразие на богослужениях. Например, в Михаловце, небольшом городе на востоке Словакии, ранняя литургия совершается с хором, где можно услышать произведения Чайковского, Бортнянского. За поздней же литургией поет народ. Добавлю: православные словаки (в отличие от Чехии, где служат и по-чешски, и по-церковнославянски) молятся на церковнославянском языке.
— Удается ли привносить традиции Православной Церкви Чешских земель и Словакии на московском подворье?
— В Москве своя традиция церковного пения, сохранять которую очень важно, но мы стараемся определенные песнопения исполнять всем храмом. Создавать народные хоры благословил и святейший патриарх Кирилл. Нашим прихожанам мы раздаем текст 33-его псалма и поем его все вместе. Мы надеемся, что подворье станет местом встречи не только для прихожан храма, но и для всех желающих прикоснуться к традициям Русской Православной Церкви, а также узнать больше о культуре и жизни в Чехии и Словакии.
Подготовила Мария Максимова
Источник: газета «Православная Москва»