5 сентября в селе Иновце, округ Собранце, Михаловско-Кошицкой Епархии, прошел 8-й духовно-фольклорный фестиваль в память святого новомученика Максима Сандовича, первомученика русинского народа.
Начался фестиваль с Божественной Литургии в местном храме святого пророка Илии и святого новомученика Максима Сандовича, где хранится частица мощей святого Максима.
Божественную Литургию возглавил Архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, который выступил инициатором и вдохновителем святомаксимовских торжеств. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили священнослужители Михавловско-Кошицкой и Прешовской епархий Словакии.
Оргкомитет торжеств возглавил протоиерей Павел Новак, секретарь Михаловско-Кошицкой Епархии, ответственный за миссионерский отдел епархии.
Проведению фестиваля не помешала даже плохая погода.
Священномученик Максим, моли Бога о нас!
Священномученик Максим Сандович
Память 24 августа/ 6 сентября
Родился в 1882 году в деревне Ждыне в Карпатской Руси, Австро-Венгрия (ныне Польша). По окончании четырехклассной школы в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а через некоторое время перешел в гимназию в городке Новом Сонче.
После четырех лет учебы в гимназии провел три месяца в римо-католическом базилианском монастыре в Крехове. Его атмосфера оказалась чуждой для молодого человека и он разочаровался в увиденной в монастыре духовной жизни. Продолжая духовные искания, в 1904 году он оставил монастырь и поступил послушником в православную Почаевскую Лавру, расположившуюся недалеко от австро-венгерской границы на российской стороне. Во время одного из своих пастырских посещений епископ Житомирский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на молодого и способного послушника. В награду за образцовое поведение он направил его для дальнейшего обучения в Волынскую духовную семинарию в Житомире.
Закончив Житомирскую семинарию, женился на белорусской девушке и принял священный сан в 1911 году. Его благодетель владыка Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края.
Начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после насаждения в Карпатской Руси унии в 1646 году. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали.
В марте 1912 года был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией — противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: «Моя единственная политика — святое Евангелие.» Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.
В августе того года, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с беременной женой, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в Горлицах. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: «Да здравствует святое Православие!» Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом.
В 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим стал символом их национальной и религиозной принадлежности.
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Сандович был причислен к лику святых.