Дорогие прихожане!

 Во время Великого Поста 2015 года мы  каждый день публиковали мысли и изречения христианских подвижников благочестия на каждый день.

Данные изречения  собрал в труд «Добротолюбие для мирян на каждый день» архиепископ Ювеналий (Килин, 1875-1958) в бытность архимандритом, настоятелем Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине.

12 АПРЕЛЯ/30 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Светлое Христово Воскресение.

ПАСХА

«Пасха, Господня Пасха!» От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «Ангели поют на небесех», увидев свет обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образ Которого, силою Воскресения Его, претворятся все истинно верующие в Него и всей душой соединившиеся с Ним. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, радуясь вместе с нами и предвидя восполнение сонма своего. Нас же удостой, Господи, Тебя, Воскресшего, славить чистым сердцем, видя в Воскресении Твоем прекращение нашего тления, семя новой пресветлой жизни и зарю будущей вечной славы, Предтечей которой Ты вошел, воскреснув ради нас. Не только человеческие, но и ангельские языки не способны выразить Твою неизреченную милость к нам, преславно Воскресший Господи! Святитель Феофан Затворник.  

 11 АПРЕЛЯ/29 МАРТА, СУББОТА

Пост

Один и тот же час всегда установи для принятия пищи и принимай ее для подерепления тела, а не для услажденияПрп. Антоний Великий.

10 АПРЕЛЯ/28 МАРТА, ПЯТНИЦА

Любовь к Богу и ближнему

Видел я некоего, который все печалился и плакал, что не любит Бога, как бы желал, тогда как любил Его, что непрестанно носил в душе своей пламенное желание, чтобы один Бог славился в нем, сам же он был как никто. Таковый не ведает, что такое он есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми не услаждается. Ибо в великом вожделении смирения, он не понимает своего достоинства, но служа Богу, как закон повелевает иереям, сильным некиим расположением к боголюбию окрадает память о своем достоинтсве, негде во глубине любви к Богу укрывая присутствующее тому похваление в духе смирения, чтоб в помышлении своем всегда казаться пред собою некиим неключимым рабом, как совершенно чуждому требуемого от него достоинства, по сильному вожделению смирения. Так действуя, и нам надлежит бегать всякой чести, и славы, ради преизобильного богатства любви к Господу, столько нас возлюбившему. Блаженный Диадох.

 

9 АПРЕЛЯ/27 МАРТА, ЧЕТВЕРГ

Молитва

Когда душа естественными своими изобилует плодами, тогда велегласнейше совершает и псалмопение свое и бывает расположена молиться наипаче гласом. Когда же она воздействуема бывает Духом Святым, тогда со всею отрадою и сладостью поет и молитвы в одном сердце. За первым настроением следует радость мечтательная (от самодовольства), а за вторым – слезы духовные, а потом радование некое безмолвелюбивое; ибо память, при удержании гласа пребывая теплою, настраивает сердца производить слезотворные некие и в себя углубляющие помышления. В этом, воистину, можно видеть семена молитвы со слезами, радостно, однако ж, сеемые на земле сердца, в верной надежде обильной жатвы (Пс. 125, 5). Впрочем, когда бываем подавляемы большою печалью, тогда надо немного громче совершать свое псалмопение, радостью надежды подавляя скорбные вопли души, пока это тяжелое облако печали не развеется ветром псалмской мелодии. Блаж. Диадох.

8 АПРЕЛЯ/26 МАРТА, СРЕДА

Смирение

Воздавая Божия Богови, не превозносись; но, молясь Господу, говори: «Твоя от Твоих приношу Тебе, Владыко, и у Тебя только ищу избавления души».

Познай, как прекрасно смиренномудрие, и его избери себе, потому что оно возводит к небу. Добрая награда предложена тебе за смиренномудрие – Царство Небесное: не вознеради о нем!

Не в трудах одних является Бог, но при них в простоте и смирении, хотя, сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), но несмиренномудрого делателя отринет Господь. Прп. Ефрем Сирин.

 

7 АПРЕЛЯ/25 МАРТА, ВТОРНИК

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей ЕеСвт. Феофан Затворник.

 

6АПРЕЛЯ/24 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК

Покаяние

В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно. Авва Зосима.

 

5 АПРЕЛЯ/23 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Кого не было при Сретении Господа, когда он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:9). Прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»!  (Лк. 23:21) Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии святых таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!» Свт. Феофан Затворник.

4 АПРЕЛЯ/22 МАРТА, СУББОТА

Гордость и тщеславие

Демон гордости двоякое имеет лукавство: или убеждает монаха исправные дела свои приписывать себе, а не Богу – Подателю благих и Помощнику в исправности; или, когда он не соглашается на сие, подущает уничижать менее совершенных братии. Но не ведает он, что при таком действии на него демон наущает его отвергаться Божией помощи. Ибо, уничижая тех, как не могших подобно ему оказаться исправными, он выставляет себя именно показавшим особенную исправность собственною силою. Что невозможно, как сказал Господь: Без мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Ибо наша немощь такова, что, и возжелав добра, она не может довесть его до конца без Подателя благих. Прп. Максим Исповедник.

3 АПРЕЛЯ/21 МАРТА, ПЯТНИЦА

Болезни

В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой. Прп. Нил Синайский.

 

2 АПРЕЛЯ/ 20 МАРТА, ЧЕТВЕРГ

О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях

Огнь, тьма, червь, тартар соответствуют страстям: всякого рода сладострастию, всеобъемлющей тьме неведения, неутолимой жажде чувственных удовольствий смраду греха зловонного, кои – как задатки и зачатки адских мук – уже отзде начинают мучительно действовать на душу грешников, когда укореняются долгим навыком. Будущие награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе. Одним Божественная Правда воздает вечную жизнь, а другим вечное мучение. Те и другие, добре или зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам; количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимися. Как зачатки будущих благ сокрыто присущи в сердцах праведников и действуют духовно, как и внушаются, ибо Царствие Небесное есть добродетельное житие, как мучение адское – страстные навыки. Царствие Небесное подобно скинии богоданной, ибо и оно в будущем веке, подобно Моисеевой, будет иметь две завесы, из коих в первую внидут все освященные благодатию, – во вторую же только совершеннейшие. Многими обителями назвал Спаситель различные степени тамошнего состояния. Царствие одно, но многие имеет внутри себя различия, по различию имеющих внити в него в добродетели и ведении и в мере обожения. Ибо ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам: и звезда бо от звезды разнствует во славе, хотя все они на Божественной тверди сияют (1 Кор. 15, 41). В будущем веке, говорят, Ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаление же или прохождение от добродетели ко греху век оный не допускаетСв. Григорий Синаит.

 

1 АПРЕЛЯ/19 МАРТА , СРЕДА

Узкий и пространный путь

Пробудимся от сна, пока еще находимся в теле сем, воздохнем о себе самих и будем оплакивать себя от всего сердца нашего день и ночь, чтобы избавиться от того страшного мучения, стенания, плача и туги, которым не будет конца, постережемся идти в пространные врата и широким путем, вводящим в пагубу, хотя очень многие идут им, но пойдем в узкие врата и тесным путем, ведущим в живот, хотя очень немногие идут им. Идущие сим последним суть истинные делатели, которые получат мзду трудов своих с радостью и наследуют царство. Прп. Антоний Великий

 

 

31/19 МАРТА, ВТОРНИК 

Смирение

Не применяй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия. Смиренномудрие рождается от чистой молитвы, со слезами и болезнованием. Ибо она, призывая всегда на помощь Бога,  не попускает безумно полагаться на свою силу и мудрость, и превозноситься над другими, две лютые болезни горделивой страсти. Прп. Максим Исповедник.

30/18 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК

Вера в Бога

Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводит к строгому исполнению заповедей; а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти; кто же возымел сию память сожительницею себе, тот приболезненно взыщет узнать, каково будет ему по исходе и удалении из сей жизни. Прп. Симеон Новый Богослов 

29/16 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Покаяние

Как мы можем преодолеть укоренившийся прежде грех? Нужно самопринуждение. Ибо говорится: Муж в трудех  труждается себе и изнуждает (насильно прогоняет) погибель свою (Притч. 16, 26), всегда любопряся возводить помыслы свои горе к святыне. Насилие насилием разрушать не воспрещено законами (насилие греха насилием добрых стремлений) Прп. Иоанн Карпафский.

 

28/15 МАРТА, СУББОТА

Любовь к Богу и ближнему

Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом, и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви. Прп. Максим Исповедник.

 

 27/14 МАРТА, ПЯТНИЦА

Гордость и тщеславие

Когда взойдешь на высоту добродетелей, тогда великая тебе потребность в ограждении: ибо если упадет стоящий на полу, то вскоре встанет, а упавший с высоты подвергается опасности умереть.

Гордость — водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением, который, если только дунуть, обращается в ничто. Прп. Нил Синайский.

 

26/13 МАРТА, ЧЕТВЕРГ

Добродетели

Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.

Кто не внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели, потому что добродетели суть средина, тот царский путь, о котором один святой старец сказал: ходите путем царским и считайте поприща (пути спасения). Авва Дорофей.

25/12 МАРТА, СРЕДА

Промысел Божий

Хорошо сказал авва Пимен, что преуспеяние монаха (и всякого человека) обнаруживается в искушениях, ибо всякий приступающий работать Господеви, должен, как говорит премудрый, уготовати душу свою во искушение (Сир. 2,1). Чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничего, случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без Промысла Божия. А в чем Божий Промысл, то вполне хорошо и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. Авва Дорофей.

 

24/11 МАРТА, ВТОРНИК

Воля и заповеди Божии 

 Надлежит ведать то, что за заповеди животодательные и за веру Господа нашего Иисуса Христа должны мы, когда потребует время, охотно погубить и самую душу свою, т.е. не пощадить и самой жизни своей, как сие Сам Господь говорит: Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 35). В таком пребывая устроении и задняя убо забывая, в предняя же простираяся (Фил. 3,13), теки со Христом Иисусом путем своим, не озираясь вспять. Прпп. Каллист и Игнатий.

23/10 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК

Пост

Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве. Прп. Исаак Сирин.

 

22 /09 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

О Святом Причащении

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Тайн Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободым от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тшательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Тайн, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде. Прп. Исихий

 21/08 МАРТА, СУББОТА

Смирение

    Воздавая Божия Богови, не превозносись; но молясь Господу, говори: «Твоя от Твоих приношу Тебе, Владыко, и у Тебя только ищу избавления души».

    Познай, как прекрасно смиренномудрие, и его избери себе, потому что оно возводит к небу. Добрая награда предложена тебе за смиренномудрие – Царство Небесное: не вознеради о нем!

   Не в трудах одних является Бог, но при них в простоте и смирении, хотя сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), но несмиренномудрого делателя отринет Господь. Прп. Ефрем Сирин.

20/07 МАРТА, ПЯТНИЦА

Покаяние

Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падет он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии, выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: Могущии, покоряйтеся: о, лукавые бесы! Аще бо паки возможете, паки побеждени будете, и иже аще совет совещаете, разорит Господь… яко с нами Бог (Ис. 8, 9-10). Бог, восставляющий низверженных и заставляющие врагов наших раздираться скорбью и досадой, коль скоро покаемся. Прп. Иоанн Карпафский.

19/06 МАРТА, ЧЕТВЕРГ

Молитва

Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро. Свт. Василий Великий.

 

18/05 МАРТА, СРЕДА

Пост

Давай телу столько пищи, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек  и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда — и враг после него отягчает тело сном, чтобы осквернить его. Прпп. Варсонофий и Иоанн.

 

17/04  МАРТА, ВТОРНИК

Узкий и пространный путь

Не одно и то же — кому мир распялся, и кто сам миру распинается. Ибо для одних гвоздьми служат пост и бдение, а для других — нестяжание и самоуничижение. К тому же, без вторых, труды первых бесполезны. Многие восходят на крест злострадания (произвольных телесных лишений), но не многие приемлют гвозди его (пригвождают на нем свом «я» навсегда). Многие бывают рабами произвольного послушания; на посрамление же произвольно предают себя только те, которые отрешились от честолюбия. Илия Экдик.

 

16/03 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК

О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях

Муки различны, как и воздаяние благих. Муки все в аду суть, по слову Писания: в земле темной и мрачной, в земле тьмы вечныя (Иов. 10, 21-22), где грешники живут прежде суда и куда возвращаются опять по изречении последнего Божия определения, ибо слова Писания: возвратятся грешницы во ад и смерть упасет я (Пс. 9, 18; 48, 15) — что другое означают, если не окончательный приговор и вечное осуждениеСв. Григорий Синаит.

15/02 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вера в Бога

Вера во Христа есть не только, чтобы небречь о приятностях  жизни, но и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение: в печалях, скорбях, неприятных случайностях -пока возблаговолит Бог призреть на нас, подражая пророку Давиду, который говорит: Терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс.39, 1), т.е., терпя скорби, я уповал (надеялся), что Господь поможет мне; почему Господь, видя, что я, не колеблясь, чаю помощи от него, призрел на меня и явил мне милость Свою. Прп. Симеон Новый Богослов.

 

14/01 МАРТА, СУББОТА

Гордость и тщеславие

Гордость есть опухоль души, наполненная испорченною кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность.

Бог помогает тебе — не отрицайся Благодетеля: взошел ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог; преуспел в добродетели, но действовал в тебе Бог; исповедуй Возвысившего, чтобы не колеблемо пребыть тебе на высоте. Прп. Нил Синайский.

 

13 МАРТА\28 ФЕВРАЛЯ, ПЯТНИЦА

Благодать

В какой мере человек  приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими. Прп. Исаак Сирин

 

12 МАРТА/27 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ

Священное Писание

Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения и приять не может (1 Кор. 2, 13-14), так как он, кроме чередования помыслов своих, о другом чем думать или внимать тому, что говорит другой, не способен. К тому же он не имеет в себе и Духа Божия, испытующего глубины Божий и единого ведущего Божие (1 Кор. 2,10), но имеет дух мира чувственный, ревности и зависти полный, спорливость. И раздором переполненный, по причине коего – ему юродство есть углубляться в смысл Писания и мысли его исследовать. Не имея силы разуметь его, так как все содержащееся в Божественном Писании духовне возстязуется (1 Кор. 2,14) — Божеских или человеческих дел то касается – он насмехается над теми, кои духовно о том рассуждают (1 Кор. 1,13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании) и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению на погибель души своей и других. Но духовный не таков, но возстязует убо вся под действом Божественного Духа, сам же он ни от кого восстязуем быть не может, так как у него ум Христов (1 Кор. 2,15-16) Прп. Никита Стифат.

11 МАРТА/26 ФЕВРАЛЯ, СРЕДА

Покаяние

Содеянный грех тотчас сам гонит кающегося к Богу, как только он примет в чувство зловоние, тяготу и неистовство греха. Кто же не хочет преклониться на покаяние, того не гонит он к Богу, а удерживает при себе и вяжет его неразрешимыми узами, делая сильнейшими и лютейшими пагубные желания. Прп. Иоанн Карпафский.

 

10 МАРТА/25 ФЕВРАЛЯ, ВТОРНИК

Любовь к Богу и ближнему

Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам, но всегда смотря на оное, всех человек равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; но, если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя, впрочем каждый себя делает достойным или славы или мучения адского. Прп. Максим Исповедник.

 

9 МАРТА/24 ФЕВРАЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Пост

Скудно питаемое тело – добре объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Пресыщение пищею питает помыслы, а упившийся напоевает сон мечтою. Начало плодоносия — цвет, а начало деятельной жизни – воздержание. Прп. Нил Синайский.

 

8 МАРТА/23 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Болезни

Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшей и мощнейшей, по божественному Павлу: егда бо немощствию, тогда силен есмь. (2 Кор. 12,10). Прп. Никита Стифат

 

7 МАРТА/22 ФЕВРАЛЯ, СУББОТА

Терпение

Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую   — Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: «Где был еси доселе, Господи?» — и Он скажет тебе на это: «Смотрел, как ты борешься, и знал». Будем же терпеливы, возвеликодушествуем немного, стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти. Прп. Феодор Студит.

 

6 МАРТА/21 ФЕВРАЛЯ, ПЯТНИЦА 

Гордость и тщеславие

Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Ты стыдишься открывать о срамных делах своих, чтобы не подвергнуться поношению и уничижению, что полезно было бы для души твоей. Бойся показывать и труды свои, чтобы грех человеколюбия не принес пагубы душе твоей. Если одному Богу открываешь постыдные падения, то не открывай людям своих противоборствий оным, чтобы не сочли их увенчанием победы. Прп. Нил Синайский.

 

5 МАРТА/20 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ

Смирение

Св. Антоний во время молитвы услышал глас: «Антоний, ты еще не пришел в меру башмачника в Александрии». Антоний нашел башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо доброе дело. Почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: «Все в этом городе от мала до велика войдут в Царство Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки». Это же самое со всею искренностью сердечно повторяю я и вечером, прежде, чем лягу спать». Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру. Прп. Антоний Великий

 

4 МАРТА/ 19 ФЕВРАЛЯ, СРЕДА

Покаяние

Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтобы они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, когда ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай и речей о том не заводи, говоря: я то сделал или это нарушил, ибо это может послужить  тебе в преткновение. О страстях, которым  работал ты в мире, совсем не поминай, чтобы опять не возбудить похотения их и это послужило бы тебе в соблазн. Прп. Антоний Великий. 

 

3 МАРТА/18 ФЕВРАЛЯ, ВТОРНИК

Молитва

Наиболее упражняться в молитве, а не богословствовании. Ум наш большей частью мало расположен бывает к молитве по причине утеснения его и ограничения молитвенною добродетелью; в богословствование же он охотно вдается по причине простора и неограничения Божественных созерцаний. Итак, чтобы не давать хода его свободному в себе разглагольствованию и не поблажать его охоте безмерно предаваться выспренним парениям, будем упражняться наиболее в молитве. Блаж. Диадох.

 

 2 МАРТА/17 ФЕВРАЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Пост

Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным; так и будучи измождено чрезмерным воздержанием, соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (неохочею рассуждать). Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепостью тела: когда оно здорово — утеснять его сколько потребно, а когда немоществует — послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы, хотя телесными трудами, очищалась надлежаще и душа.  Блаж. Диадох.

 

01 МАРТА/16 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

О смерти, Страшном Суде, вечных муках и райских селениях

Огнем откроется последний день и огнем будут испытуемы дела каждого, говорит св. ап. Павел (1 Кор. 3, 13), прилагая при сем, что чьи дела по существу нетленны, каковые он внутрь себя отложил в созидание свое, те пребудут посреде огня нетленными, и не только не сгорят, но еще соделаются блестящими, очистившись совершенно от малых каких-либо пятен. А чьи дела тленны по веществу, каковые он, как бремя, на себя возложил, те, возгоревшись, сгорят и оставят его в огне ни с чем. Дела нетленные и пребывающие суть: слезы покаяния, милостыня, сострадание, молитва, смирение, вера, надежда и всякое дело, в видах истинного благочестия содевамое, —  кои, и когда живет человек, созидаются в нем во святой храм Богу, и когда умирает, отходя с ним и сопребывают с ним нетленными вовеки. А дела, в огне истлевающие, как для всех явно, суть: сластолюбие, славолюбие, сребролюбие, ненависть, зависть, воровство, пьянство, досаждение, осуждение и всякое дело,  телом совершаемое по похоти и гневу. Все такие дела, и когда живет человек, разжигаясь похотью, тлеют вместе с ним, но не сопребывают с ним, а быв истреблены огнем, делателя своего оставляют в огне на нескончаемую во веки веков муку. Прп. Никита Стифат.

 

28/15 ФЕВРАЛЯ, СУББОТА

Вера в Бога

Вера есть — быть готову умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; нищету вменяет в богатство; худость  и ничтожество — в истинную славу и знаменитость; и, в то время, как ничего не имеется, быть уверену, что всем обладаешь; особенно же она есть стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на все видимое, как на прах или дым. Прп. Симеон Новый Богослов

 

27/14 ФЕВРАЛЯ, ПЯТНИЦА

Любовь к Богу и ближнему

Для чего заповедал Господь любить врагов (Мф. 5, 44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего всем… спастися и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4). Прп. Максим Исповедник.

 

26/13 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ

Смирение

Смирение и злострадание (телесные лишения) освобождают человека от всякого греха, потому что смирение отсекает страсти душевные, а злострадание — телесные. Так поступал прор. Давид, как видно из следующей молитвы его к Богу; Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24,18). Научитеся от Мене, — глаголет Господь, — яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия.  Прп. Максим Исповедник.

 

25/12 ФЕВРАЛЯ, СРЕДА

Покаяние

Осудим себя — и Судья умилостивлен, ибо Он, как благой, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое. Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым. Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестанет со скорбью  памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне. Прп. Нил Синайский.

 

24/11 ФЕВРАЛЯ, ВТОРНИК

Гордость и тщеславие

Страждут и те, кои славы ради человеческой добрые дела делают. Ибо таковые, получив жребий иметь житие на небесах, славу свою, увы, вселяют в персть, навлекая на себя сию Давидскую клятву(Пс.7, 6) И молитва их не восходит к небесам и всякое рачение их нисподает долу, не будучи обложено крылами Божественной любви, которая земные дела ниши делает горе восходящими: так что они труды подъемлют, а награды не стяжавают. Но что я говорю о бесплодии трудов их? Они приносят плод. Но какой? — посрамление, непостояние помыслов, пленение и смятение помышлений. Яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их (Пс. 52, 6). Прп. Григорий Палама.

23/10 ФЕВРАЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 1-я Великого поста

 Пост

Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит св. Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Тайн.  Авва Дорофей.