Статья о настоятеле храма святителя Николая в Котельниках на портале Pravoslavie.ru
Недавно назначенный настоятель храма святителя Николая в Котельниках архимандрит Серафим (Шемятовский): о ремонте, благочестии, планах влиянии собственного примера на прихожан и скамейках в храме.
Колокольный перезвон плывет над Москва-рекой. Его не заглушает ни отбойный молоток на соседней стройке, ни шум машин едущих по Котельнической набережной. Пассажиры речных трамвайчиков оборачиваются, чтобы рассмотреть старинный храм, стоящий на берегу реки — это с его колокольни раздается звон.
Храм Святителя Николая в Котельниках. Построен в 1824 году по проекту архитектора Осипа Бове на месте семейной церкви Строгановых, считавшихся самыми богатыми людьми в России, он же стал усыпальницей Строгановых, ранее покоившихся на кладбище рядом с церковью. Строительство храма заказал потомок Строгановых, Его Сиятельство Князь Сергей Михайлович Голицын.
Последние 15 лет храм Святителя Николая в Котельниках является подворьем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.
Архимандрит Серафим (Шемятовский) мастерски управляет зазвонными колоколами, двадцать лет назад он, среди прочих послушаний, нес послушание звонаря в Свято-Даниловом монастыре. Сейчас на колокольню поднимается гораздо реже — нет времени. Три месяца назад отца Серафима назначили настоятелем храма святителя Николая в Котельниках. И не только настоятелем. В первую очередь он – дипломат, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.
Хотя, как тут решить, что в первую, а что во вторую очередь?
Перед отцом Серафимом стоит непростая задача – с одной стороны обустроить жизнь храма и его прихода, а с другой — совместить все это с дипломатической миссией. Успеть организовать поездки, визиты, мероприятия, совместные проекты с посольствами, встречи и службы на высшем уровне.
— Дипломатическая работа идет, в основном, в кабинете, говорит отец Серафим. Здесь проходят встречи, очень много приходится писать отчетных документов. А жизнь прихода, она в храме, вокруг храма. Службы, требы, общение с прихожанами. Которое, порой, длится до позднего вечера. Сейчас очень много времени занимают хлопоты в связи с ремонтом храма.
Ремонт, действительно, самая большая головная боль настоятеля. Через три месяца будет отмечаться 15-тилетие основания Подворья Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. Единственный ремонт за последние лет восемьдесят был здесь в начале 90-х, когда храм восстанавливали из небытия, обустраивали подручными средствами. В советское время в здании располагалась Московская гидро-геологическая экспедиция. Помещение было разделено на кабинеты, в алтаре находилась лаборатория. Стены снаружи были завалены землей — остатками проб, привезенных для исследований.
Когда здание храма было передано Патриархии в 1991 году, от него оставались только стены да купол над головой. Первый настоятель храма, отец Михаил Жуков с командой сподвижников восстанавливал Никольскую церковь. Но с тех пор прошло уже 22 года. Из-за “усталости” здания одна за одной посыпались “болячки”. С наружных стен начала отваливаться штукатурка, из-за просчетов с укладкой кровли стены напитались водой, начал отслаиваться красочный слой росписей.
Сейчас каждый на счету каждый день — через два месяца начнутся холода, до этого времени нужно успеть отреставрировать настенные росписи. Каждый день для отца Серафима, как на поле битвы – настоятелю нужно успеть найти леса и туры для ремонта, транспорт для стройматериалов, хороших специалистов и, самое главное, деньги на ремонт и реставрацию храма, а деньги нужны немалые.
Впору самому браться за кисти, ведь архимандрит Серафим – искусный иконописец, ученик архимандрита Зинона (Теодора). Иконы созданные настоятелем Никольской церкви в Котельниках хранятся в храмах России, Чехии, США, Швеции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии. Он расписывал и руководил росписью храмов в России, Чехии и Словакии.
Но если настоятель храма возьмет в руки кисти, все остальные дела и занятия в придется отложить. К тому же, одному все равно не справиться.
Сегодня архимандрит Серафим вздыхает с облегчением – удалось договориться с реставраторами. Дай Бог, к сроку должны успеть.
СУПРУЖЕСКИЕ ПАРЫ, ВМЕСТЕ ПОСЕЩАЮЩИЕ ВОСКРЕСНЫЕ СЛУЖБЫ, СТАНОВЯТСЯ КРЕПЧЕ.
По данным специалистов Института социологии РАН[1] в 2013 году 79% россиян называли себя православными, и при этом только 4 % регулярно посещали службы в храме. Многие и рады бы прийти в церковь, да только боятся это сделать. Годы борьбы против религии в Советском Союзе наложили свой отпечаток на общество. Большинство из тех, кто называет себя православным в России, попросту не знают, что в храме делать.
— Как привлечь людей в храм?- задумывается отец Серафим – Только своим примером, очень многое зависит от того, как примут человека в храме. Ну не развешивать же рекламные баннеры на церковной ограде: «Приходите молиться к нам». Да и не поможет это. Тоньше нужно действовать. Я уверен, что привлечь, расположить к вере людей можно только своим личным примером. Вера. Терпение. Добро. Я давно заметил, что супружеские пары, которые посещают вместе воскресные службы, гораздо крепче, чем обычные, среднестатистические пары. Сами посудите: муж с женой, с детьми готовятся к службе, вместе проводят день, они переживают похожие эмоции, у них общие интересы, да и понимают они друг друга лучше.
Сейчас, по словам отца Серафима, в России основную часть постоянных прихожан составляют одинокие женщины. Хотя ситуация потихоньку меняется. Даже за те месяцы, что архимандрит Серафим служит в Никольской церкви в Котельниках, на службы стали чаще приходить молодые люди и супружеские пары.
— В Словакии, говорит отец Серафим, обычно семья собирается в воскресенье вместе и обязательно идет в церковь. У большинства это семейная традиция, которая скрепляет отцов и детей. Все прихожане вместе с певчими или, нередко, вместо певчих, поют песнопения во время службы.
Дело в том, что в Словакии Церковь не отделена от государства. Православная Церковь, как и остальные религиозные организации, входит в состав министерства культуры Словакии. Мы, священники, являемся являются госслужащими и зарплату, правда, очень скромную, получаем от государства. Закон Божий для детей – обязательный предмет в общеобразовательных школах. Тексты основных молитв учат с младших классов наизусть.
Все православные храмы оборудованы скамейками. То есть, прихожане во время службы сидят. Но, знаете, нередко прихожане сидят вальяжно, кто-то спит во время службы, кто-то сидит нога на ногу. Я считаю, что мы все и так в жизни слишком много сидим – перед телевизором, на работе, в театре, в конце концов. Уж на службе в храме постоять можно. Поэтому, когда меня спрашивают, можно ли установить скамейки в российских храмах, считаю, что этого не нужно делать. У нас в храме есть сидения для тех, кто устал, уже физически не может стоять.
Да и прихожане введение скамеек не одобрят. Российские православные отличаются особым благочестием, рвением к вере, для них вера – не просто традиция, а веление души и сердца. Русских паломников за границей видно сразу: они хорошо знают церковный этикет, одеты подобающе, уважают церковный уклад. Все это как раз включает в себя понятие «благочестие».
В ближайшие годы в Словакии запланирована реформа по отделению Церкви от государства. Верующие не привыкли делать пожертвования. Они привыкли к тому, что платят налог на Церковь. Что станет с храмами, монастырями, которые лишатся пусть мизерных, но регулярных дотаций? Пока ответа на этот вопрос у священнослужителей нет.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ЛЮДМИЛА, ПОМОГИ НАМ!
Раз в год, 29 сентября, в храме Святителя Николая в Котельниках собираются сотни женщин. Большинство из них носят одно и то же имя, Людмила.
29 сентября отмечается день памяти Святой мученицы Людмилы, святой покровительницы Чехии. Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве – единственный храм в городе, в котором хранятся мощи этой святой.
Святая мученица Людмила — реальный исторический персонаж, она была супругой первого князя Чехии — христианина, Борживоя I. Княжескую чету крестил сам епископ Мефодий Моравский, вместе с братом Кириллом создавший славянскую азбуку.
Святая Людмила правила страной вместе с мужем на рубеже IX – X веков. При жизни святая Людмила была благочестивой христианкой, воспитала в христианских традициях своего внука Вячеслава, впоследствии ставшего правителем Чехии и также канонизированного. Благочестие княгини не пришлось по нраву ее невестке Драгомире, которая организовала убийство свекрови. По приказу Драгомиры княгиню Людмилу задушили ночью в ее собственных покоях.
Княгиню канонизировали в XII веке. От ее мощей были зафиксированы множественные исцеления и чудеса. Святая Людмила почитается, как покровительница Чехии. Считается, что она помогает девушкам и женщинам в семейных неурядицах.
Кроме мощей святой Людмилы Чешской в храме хранятся мощи патрона Чехии, святого Вячеслава Чешского, святителя Николай Чудотворца, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев, великомученика Георгия Победоносца.
Отец Серафим мечтает привезти в Москву из Словакии реликвии, которые он собирал всю жизнь, это мощи святого великомученика Пентелеймона, святителя Григория Двоеслова, Папы Римского, святого мученника Виктора, святого Бенедикта Нурсийского, первомученника архидьякона Стефана, мощи святых мученников
монахов с острова Превлека (Черногория), священноисповедника Алексия Товта, священномученника Максима Горлицкого, и многих других.
Настоятель надеется, что ему в ближайшие годы удастся обустроить при храме реликварий – место, где верующие могли бы поклониться мощам этих великих святых.
Под переливы колоколов перед глазами встает образ старой Москвы: лет триста назад жители Таганской Слободы: купцы, котельники, таганщики, кузнецы, швеи надевали самую нарядную одежду и шли на воскресную службу в храм, который построили богатейшие люди России, купцы Строгановы. Ходить на службы сюда, означало принадлежать к сословию торговых людей, быть успешным и деловым человеком.
Место действительно оказалось удачным для торговых людей. Неспроста в ста метрах от храма Святителя Николая в Котельниках находится здание Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.
Современные купцы и промышленники, продолжатели дела Строгановых, пока не слишком часто заглядывают в легендарный храм своих предшественников. Но отец Серафим (Шемятовский) уверен — обязательно придут.
Текст: Екатерина Васина
Фото: Сергей Челенков