Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения. Она — первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа — ибо светом святости произвела день богопочитания <…> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею — то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.
«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись XI в.)
Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти X века одним из выдающихся членов славянской миссии — священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них — это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.
Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.
Святая Людмила родилась в 860 году, около городка Мельник по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно написанной в 990-х годах «Легенде Криспиана» она была родом из племени западных сербов, так называемых пшован дочерью князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.
Борживой I был крещен при дворе Нитранского (г. Нитра) князя Святополка святым Мефодием. Для распространения христианства в землях чехов князь Великой Моравии Святополк направил святого Мефодия к Борживою, и здесь уже святой Мефодий крестил его супругу Людмилу и некоторых приближенных князя. Однако, большинство чехов остались язычниками. В своей столице, Леви-Градек (северо-западный район современной Праги), Борживой и Людмила вместе со святым Мефодием построили в Чехии первую христианскую церковь — церковь святого Климента (существует до сих пор)
Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на земле Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.
«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися ecu просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божиих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»].
Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям — одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.
«Радуйся, понесшая вдовство твое
благочестно и преславно».
«Радуйся, вдовственную твою чистоту
непорочно сохранившая».
Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Вратислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Вратислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не лоходили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил благочестивой матери своей — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.
Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.
Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.
«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава,
в истинах веры воспитавшая».
«Радуйся, яко тебе за сие уготовано
сокровище вечных благ».
В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.
«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты ecи была
мать и читательнице;
Радуйся, и нищим ты ecи была милостивая
подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды
приходящих к тебе открывала ecи;
Радуйся, странники и нищие питала еси».
Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной старицы.
«Так ли помните все мои благодеяния?» — спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на шею святой мученицы. «Лучше поразите меня мечом, — смиренно просила Людмила, — чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.
«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр
схваченная и вервием удавленная по вые твоей;
Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу,
пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых
Своих является».
«Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь
нетлением благодатно».
Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.
По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.
Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143—1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.
В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.
На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах — веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.
Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.
По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников — то это уже почти правило.
День памяти святой мученицы благоверной княгини
Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.
Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей зимли начав.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещерена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.
Молитва
О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует на покаяние.
О, преблагая мати Людмило, не забуди посещати чад твоих, сице бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие. Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси православных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.
По материалам издания: Святые Чешских земель и Словакии. — М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. — 64 с.
Акафист святой мученице Людмиле, княгине Чешской
Автор фотографий: Владимир Поморцев